От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 19.04.2005 04:29:52 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Альтернативная концепция реформы образования

http://ikd.ru/Campaign/Edu/Article.2005-02-04.2616

Образование для всех
Олег Смолин - первый заместитель Комитета ГД по образованию и науке
Альтернативная правительственной концепция реформирования образования

В последние 15 лет в России идет борьба двух направлений в образовательной политике: демократического (социального) и антидемократического (элитарного).

Сторонники последнего полагают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами, а в лучшем случае - еще и с исключительными способностями. Именно это направление возобладало в стране в настоящее время: федеральная власть фактически отказалась от принципов образовательной политики, законодательно закрепленных в 1992 г., и проводит бюрократические контрреформы.

Сторонники первого направления уверены, что путь к образованию следует открыть всем, кто хочет и способен его получить, независимо от доходов, места жительства, национальности и др. Более того, чтобы право на образование было действительно равным, в период обучения необходимы меры государственной поддержки для сирот, инвалидов, малообеспеченных граждан, детей и студентов из села.

Мы призываем к объединению всех сторонников демократического, социального направления в образовательной политике и предлагаем в качестве основы объединения проект следующей платформы. Ее окончательный вариант, а главное – осуществление, должны стать результатом наших совместных усилий.

1. Мы отвергаем

Стремясь сохранить и увеличить образовательный потенциал нации, добиваясь ограничения неравенства возможностей в этой сфере, мы не поддерживаем или выступаем против следующих инициатив Правительства и/или правящей партии.

Не поддерживаем переход к 12-летнему школьному образованию (в т.ч. путем создания «предшкольной» ступени), по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Мы признаем, что увеличение сроков обучения - это одна из тенденций современной индустриальной цивилизации. Однако в современной России она создаст больше проблем, чем решит. Среди них:

· психология: по данным опросов, 70-90 % старшеклассников и педагогов выступают против введения 12-летнего обучения;

· деньги: дополнительный год обучения потребует немало средств, которые в современной нищей школе целесообразнее потратить на учебники, ремонт, питание детей и зарплату педагогов;

· социальное неравенство: семьи с низкими доходами будут стремиться после окончания основной школы отправить детей на работу, а семьи с высокими доходами могут позволить себе содержать ребенка лишний год. Следовательно, хуже, чем сейчас, будет исполняться положение закона об общедоступном и бесплатном полном среднем образовании.

Не поддерживаем идею исключения из школьного стандарта минимального содержания образования.

Если в каждой школе ребенка будут учить, когда и чему считают нужным, обеспечить качество образования и академическую мобильность при переходе в другую школу окажется невозможным даже при формально единых требованиях к выпускнику. Тем самым фактически уничтожаются смысл и назначение образовательных стандартов.

Не поддерживаем введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных - в вузах. Фанаты ЕГЭ, ссылаясь на международный опыт, игнорируют ключевую позицию западной модели - отсутствие административного давления. Каждый вуз сам определяет, в какой степени учитывать результаты общенационального тестирования, которые могут рассматриваться лишь в качестве дополнительных оснований для приема абитуриентов. Но даже в этом виде национальное тестирование на Западе вызывает бурные дискуссии, а в некоторых странах (Испания) вообще отменено.

Отечественный опыт применения ЕГЭ, включая широкомасштабный эксперимент («ширмаш»), до настоящего времени не решил целого ряда проблем. Среди них:

· измерители результатов. Существующие отечественные тесты в большинстве случаев выявляют память и эрудицию, но не творческие способности. В итоге преимущество при поступлении в вузы получают абитуриенты, которые больше помнят, чем мыслят;

· льготники. Опыт показывает, что при тестовой системе по сравнению с обычной уменьшаются шансы поступить в вузы пользующихся законодательно установленными льготами детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I, II групп, участников и инвалидов боевых действий. Следовательно, при введении ЕГЭ существующее неравенство прав в области образования может вырасти еще более;

· объективность контроля. Не существует гарантий того, что комиссии, принимающие ЕГЭ, более справедливы, чем приемные комиссии в вузах, и не подвержены коррупции;

· социальная поддержка малообеспеченных иногородних студентов. Без нее большинство выпускников школ из провинции, успешно сдавших ЕГЭ, все равно не поедут в ведущие столичные вузы, поскольку им не на что жить в Москве или в Санкт-Петербурге;

· дрессура вместо развития личности. Превращение ЕГЭ в единственную (или основную) форму оценки уровня подготовки выпускников и качества работы педагогов заставит последних заниматься натаскиванием детей на ожидаемые тесты вместо того, чтобы добиваться многостороннего развития личности ребенка.

ЕГЭ – это один из возможных инструментов аттестации и контроля, но превращение его в единственный инструмент в конкретных российских условиях принесет больше вреда, чем пользы.

Мы выступаем против введения образовательных ваучеров в форме государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) на основании результатов ЕГЭ. С помощью репетиторов, связей и взяток семьи с высокими доходами смогут добиться более высоких оценок по ЕГЭ, а затем учить своих детей бесплатно. Напротив, семьям с низкими доходами придется доплачивать за профессиональное образование своих детей. Неравенство прав в области образования не только не уменьшится, но возрастет. В последних официальных документах Правительство отказалось от единственной положительной идеи в концепции ГИФО – от обязательства бесплатно (на бюджетной основе) обучать не менее половины всех студентов вузов, принявших эту концепцию. Образовательные ваучеры, наполнение которых зависит от результата ЕГЭ, - это предложение, не имеющее аналогов в мире, «доморощенный велосипед», применение которого сократит число и долю бюджетных мест для студентов России.

Выступаем против передачи на бюджеты регионов (вместо федерального финансирования) профессиональных учебных заведений: ПТУ, ССУЗов, а в перспективе и вузов. В то время, как в последние годы федеральный бюджет буквально ломится от дополнительных доходов, региональные бюджеты в большинстве остаются дотационными. Следовательно, большинству учебных заведений, переданных субъектам РФ, не избежать сокращения набора, снижения уровня социальных гарантий для тех, кто учится и учит, а многим – «перепрофилизации» и закрытия.

Выступаем против принудительного введения двухступенчатой системы высшего образования во всех ил абсолютном большинстве вузов, против ограничения числа учебных мест на ступени магистратуры или специалитета на основе дополнительных экзаменов, против перевода обучения на этих ступенях исключительно на платную основу или возвратные образовательные кредиты. Эти меры понизят уровень подготовки и конкурентоспособность молодых специалистов, ограничат право на высококачественное образование для лиц с низкими доходами, затруднят трудоустройство выпускников.

Выступаем против «реструктуризации» сельской школы. На новейшем политическом новоязе «реструктуризация» означает сокращение или закрытие. Объяснения разработчиков, что они имели в виду либо интернат, либо Интернет, либо школьный автобус, никого убедить не могут. Автобус и Интернет с реструктуризацией прямо не связан. Интернат же предполагает закрытие малокомплектных сельских школ и сбор всех детей, например, в районном центре. Но ликвидация школы в селе неизбежно приводит и к его полному исчезновению.

Мы выступаем категорически против введения платы за обучение в школе под предлогом сокращения на 25 % учебной нагрузки для учеников и учителей. Это резко понизит качество отечественного школьного образования и уровень его доступности. Многим родителям оплачивать четверть цены образования ребенка не по карману. Обещанные же малообеспеченным адресные субсидии частью не дойдут до адресатов, частью будут использованы не по назначению, а в неблагополучных семьях будут просто пропиты. Даже в самых богатых странах Запада в государственной школе родителей не заставляют платить за обучение детей. При этом минимальная зарплата в таких странах – около тысячи долларов, в России – 25 долларов.

Выступаем категорически против изменения статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений на АУ (автономные учреждения) и ГАНО (государственные автономные некоммерческие организации).

Такое изменение:

1) грозит утратой достижений образовательного законодательства прошлых лет, включая отсрочки от военной службы, оставшиеся налоговые льготы, досрочную пенсию для педагогов, работающих с детьми, и т.д. Всё это установлено для тех, кто работает или учится в образовательных учреждениях, но отнюдь не в АУ или ГАНО;

2) открывает дорогу массовой приватизации в сфере образования как через возможность банкротства, так и путем отмены запрета на приватизацию, установленного действующим законом для государственных и муниципальных образовательных учреждений, но не для АУ или ГАНО.

Выступаем категорически против приватизации образовательных организаций в любой форме. Очевидные для любого неидеологизированного специалиста последствия приватизации в сфере образования следующие:

- резкое сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений в связи с их превращением в негосударственные и, соответственно, уменьшением государственных обязательств перед ними;

- вследствие этого качественный рост доли платных для гражданина образовательных услуг за счет бесплатных;

- в связи с крайне низким средним уровнем жизни и узостью средних слоев, представители которых способны оплачивать образование, сокращение, возможно в несколько раз, количества обучающихся, превращение образования в привилегию для избранных;

- по причине дефицита финансов и отсутствия государственного управления превращение образовательной деятельности для многих учебных заведений во второстепенную, вытеснение ее коммерческой деятельностью, распродажа имущества, новый передел собственности под видом ее раздела, который и составляет «тайну» российской приватизации вообще;

- вследствие всех названных причин - полное разрушение системы образования в короткие сроки.

Мы не поддержим ни одного решения, следствием которого может стать ограничение права на образование для граждан России или рост неравенства их прав в этой области.

2. Наша программа: ключевые позиции
Для того, чтобы образование в России было доступно всем и на этой основе страна могла успешно двигаться к «обществу знаний», необходимо осуществить следующие меры.

В области экономики образования:

· повышение расходов на образование в краткосрочной перспективе - в 2 раза, в среднесрочной перспективе до 10 % от валового внутреннего продукта (в СССР в 1970 г. было 7 %, в настоящее время в России – около 3 %);

· финансирование общеобразовательных школ из регионального и федерального бюджетов по принципу 50:50, а учреждений дошкольного и дополнительного образования – из региональных бюджетов;

· сохранение в федеральной собственности и на федеральном финансировании всех профессиональных учебных заведений по реестру на 1 января 2004 г. Возвращение в федеральную собственность переданных в регионы учреждений НПО и СПО, за исключением случаев, когда передача осуществлялась по их просьбе и с согласия региональной власти;

· восстановление государственного финансирования аккредитованной негосударственной школы;

· полный отказ от системы ваучеров (ГИФО) в высшем и среднем профессиональном образовании, поскольку это приведет к еще большему росту неравенства прав граждан;

· завершение компьютеризации образования. Выделение бюджетных средств не только на сами компьютеры, но и оборудование классов, их техническое обслуживание, обучение учителей, оснащение программными продуктами и поэтапное подключение к сети Интернет. Принятие федерального закона и утверждение федеральной программы, обеспечивающих скачок в развитии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

· отказ от политики искусственно созданного профицита федерального бюджета. Использование не менее половины средств стабилизационного фонда (т.е. около 500 млрд. руб. к концу 2005 г.) на цели образования.

В области социальных гарантий для учащихся и студентов:

· обеспечение каждому ребенку реальной возможности осуществления конституционного права на дошкольное образование – вместо усеченной версии предшкольного образования, предложенной Правительством;

· расширение возможностей получения бесплатного (за счет бюджетов) образования, в том числе в перспективе - переход от общедоступности и бесплатности к всеобщности и обязательности полного среднего или начального профессионального образования для всех, кто по состоянию здоровья способен его получить;

· повышение в среднесрочной перспективе детского пособия для семей с доходами ниже прожиточного минимума – до размеров прожиточного минимума ребенка; для семей с доходами менее полутора прожиточного минимума – до половины прожиточного минимума ребенка, в т.ч. в течение ближайшего года – до 500 руб. за счет федерального бюджета;

· введение за счет бюджетов образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся: увеличение числа уроков физкультуры, ритмики, танцев, искусства, бесплатные спортивные секции, здоровьесберегающая организация учебных занятий по системам педагогов-новаторов;

· обеспечение школ учебниками и методической литературой за счет федерального и регионального бюджетов по принципу 50:50;

· обеспечение горячим питанием за счет федерального и регионального бюджетов (по принципу 50:50) всех детей в начальной школе, малообеспеченных детей – в основной и старшей школе, а также в ПТУ и ССУЗах. Ежедневный размер выплаты – не менее 1/50 прожиточного минимума в данном регионе;

· развитие системы детских домов семейного типа, приемных семей, в т.ч. путем преобразования в них традиционных детских домов. Устранение формальных юридических преград, тормозящих создание приемных семей и детских домов семейного типа (обязательная регистрация приемной семьи как учреждения, педагогический стаж для приемных родителей и т.п.);

· возвращение к опыту всеобуча силами школьных учителей, преподавателей ПТУ и общественных активистов. Материальное стимулирование участников программы;

· организация для беспризорников учебных заведений на основе сочетания образования и производительного труда по опыту А.С. Макаренко и других педагогов;

· введение прямого законодательного запрета на сокращение числа бесплатных (бюджетных) мест в вузах, ссузах и ПТУ. Поэтапное наращивание количества таких учебных мест в расчете на 10 тысяч населения. Обеспечение в перспективе права гражданина на общедоступное высшее образование (по оценкам футурологов, в информационном обществе высшее образование должны иметь 60-90 % работающего населения);

· обеспечение академическими стипендиями всех студентов, имеющих средний балл успеваемости не ниже «хорошо», социальными стипендиями - всех студентов со среднедушевым доходом в семье ниже научно обоснованного прожиточного минимума;

· повышение в краткосрочной перспективе стипендий в профессиональных учебных заведениях не менее, чем в 2 раза;

· в среднесрочной перспективе размеры стипендий должны быть установлены:

академическая стипендия студента вуза - не ниже прожиточного минимума,

социальная стипендия студента вуза - не ниже прожиточного минимума (при этом студент вправе получать две стипендии),

академическая стипендия студента cсуза - не ниже 50 % прожиточного минимума,

социальная стипендия студента cсуза - не ниже прожиточного минимума (при этом студент вправе получать две стипендии),

академическая стипендия учащегося ПТУ - не ниже 25 % прожиточного минимума,

социальная стипендия учащегося ПТУ - не ниже прожиточного минимума (при этом учащийся вправе получать две стипендии),

академическая стипендия аспиранта - не ниже ранее получаемой заработной платы, а для выпускника вуза текущего года - не ниже зарплаты ассистента;

· сохранение в полном объеме действующей системы отсрочек от военной службы старшеклассникам, учащимся ПТУ, студентам ВУЗов и ССУЗов, аспирантам и докторантам;

· введение специальным законом гарантий права граждан на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для детей, студентов и лиц, нуждающихся в социальной поддержке – на бесплатной основе;

· сохранение в полном объеме существующей системы льгот для поступающих в профессиональные учебные заведения детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II группы, инвалидов и участников боевых действий, военнослужащих, целевого набора (прежде всего, для детей из сельской местности), а также расширение внеконкурсного приема победителей олимпиад и других категорий граждан с высокими творческими достижениями;

· создание дополнительных гарантий реализации права на образование для детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами, в том числе путем квотирования учебных мест, специальных стипендий и системы социальных образовательных кредитов;

· принятие федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», предусматривающего государственное обеспечение инвалидов в период обучения, специальные нормативы финансирования, возможность развития интегрированного обучения;

· законодательное установление государственных гарантий на право получения первого рабочего места, в том числе путем:

квотирования рабочих мест для молодых специалистов и других выпускников учебных заведений,

системы налоговых льгот организациям, активно использующим их труд,

финансирования программ общественных работ с использованием труда молодежи.

В области социальных гарантий для педагогов и других работников образования:

· восстановление федеральных гарантий оплаты труда и всех других социальных гарантий и льгот работникам образования, отмененных или урезанных с 1 января 2005 г. по ФЗ № 122;

· повышение в краткосрочной перспективе минимальной зарплаты всем работникам системы образования и бюджетной сферы в целом до прожиточного минимума за счет профицита федерального бюджета и стабилизационного фонда;

· увеличение ставок и окладов педагогическим работникам в краткосрочной перспективе в 2 раза, в среднесрочной перспективе - до средней зарплаты в промышленности (в вузах - до двух средних зарплат в промышленности);

· принятие федерального закона «О статусе педагогического работника», предусматривающего в долгосрочной перспективе приравнивание педагогов к госслужащим по уровню оплаты труда и социальных гарантий;

· закрепление в законе права на досрочную пенсию для всех педагогических работников образовательных учреждений для детей, а также для работников лечебных учреждений при стаже в 25 лет, причем не до 2012 г., как предусмотрено действующим законом, но без ограничения сроков;

· равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий. Равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. Принятие федерального закона «О дополнительном образовании».

В области содержания образования:

· гражданская и патриотическая направленность образования. Ничего не приукрашивая и не скрывая, оно должно формировать у учащихся чувство любви к Отечеству, уважение к другим народам и государствам, стремление участвовать в делах общества;

· научность и фундаментальность преподавания. Необходимы государственные образовательные стандарты и программы нового поколения, безусловно соответствующие современным научным представлениям, включающие фундаментальные основы наук;

· инновационное обучение. Подготовка детей и молодежи к жизни в условиях современной и будущей цивилизации: введение в образовательные стандарты курсов, функционально необходимых человеку (информатика, иностранный язык), формирование экологической культуры, уважения к традициям и верованиям других народов и т.п.;

· сочетание обучения с разнообразными видами практики - от физической культуры и труда на производстве до практики общественной и творческой деятельности;

· сохранение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Осознавая особую роль традиционных отечественных конфессий в формировании и развитии российской духовной традиции, мы полагаем, что государственные учебные заведения не должны быть местом для межконфессиональной конкуренции. Религиозное воспитание может осуществляться либо в негосударственных учебных заведениях, либо в государственных, но только на факультативной основе - по просьбам родителей, с согласия детей, под контролем органов управления образованием;

· сохранение академических свобод и многообразия политических позиций в преподавании гуманитарных наук;

· обеспечение на основе решения специальных общественно-государственных экспертных советов возможности прямого запрета на использование в школе учебной литературы, пропагандирующей пренебрежение к истории России, духовным ценностям ее народов, национальную и религиозную рознь.

В области отношений образования со средствами массовой информации:

· прямое законодательное предписание государственным и муниципальным средствам массовой информации выделять часть эфирного времени образовательным программам, подкрепленное налоговыми льготами для всех СМИ в части реализации ими таких программ;

· государственно-общественный характер управления государственными и муниципальными средствами массовой информации. При этом создаваемые при них наблюдательные советы должны обеспечивать не только представительство в эфире различных политических взглядов, но, прежде всего интеллектуальное и нравственное здоровье народа, а не его развращение. Мы - противники политической цензуры, но общественный педагогический и нравственный контроль считаем возможным и необходимым.

В области управления системой образования:

· отмена решений федеральных органов власти о принятии «Концепции участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования» и документа «О приоритетных направлениях развития образовательной системы в РФ», предусматривающих:

дальнейшую передачу образовательных учреждений на региональные и местные бюджеты,

изменение их организационно-правовых форм,

закрытие и приватизацию части учебных заведений и т.п.

· полный отказ от идеи превращения государственных образовательных учреждений в организации с особым статусом (АУ - автономные учреждения или ГАНО - государственные автономные некоммерческие организации). Это превращение приведет не только к утрате налоговых льгот, права на отсрочку от военной службы, досрочных пенсий и т.п., но также к устранению субсидиарной ответственности учредителя, банкротству и в конечном счете - приватизации образования;

· введение независимой от органов управления образованием государственной аттестационной службы на основе специального закона;

· отказ от перехода к 12-летнему обучению, как минимум, до решения финансовых проблем образования и вопросов содержания образования;

· отказ от всеобщего применения ЕГЭ, как минимум, до объективного независимого подведения итогов эксперимента. Использование вузами накопленного опыта и поиск новых форм отбора талантливой и профессионально ориентированной молодежи (олимпиады, специальные школы и классы при вузах, учет профессиональной ориентации и практического опыта работы по будущей специальности и т.п.);

· развитие профильного обучения либо углубленного изучения отдельных предметов в старшей школе только на добровольной основе и при условии сохранения ее общедоступности и бесплатности; отказ от принудительной «профилизации» всех детей; дополнительная бесплатная довузовская подготовка для тех, кто получил непрофильное образование в школе или желает изменить профиль;

· пересмотр решений по «реструктуризации» сельской школы. Сохранение школы и возможности качественного образования в каждом селе;

· приостановление реализации Болонской декларации и отказ от вступления в ВТО до тех пор, пока не будут обеспечены гарантии сохранения бесплатности, высокого качества и отечественных традиций в образовании.

Только образовательная политика, опирающаяся на эти принципы, и объединение на ее основе всех сил и организаций, поддерживающих ее, независимо от политических позиций, способны осуществить общепризнанные лозунги мирового сообщества: «Образование - для всех» и «Образование - через всю жизнь», способна сделать отечественное образование более свободным и более социальным.