Бюджет России: аудит (часть 2)
Первая часть аналитики: приходы денег.
Сначала про те цифры, отсутствие которых в первой части взывало у меня (возможно, дилетантское) недоумение.
1. Где Стабилизационный фонд?
2. Где алмазы (1 млрд долл.) и продажа оружия (5 млрд долл.)?
Исходя из данных первой части, вычисляются следующие показатели:
1. Совокупный доход жителей страны (физических лиц) = ок. 60 млрд. долл., более половины из этого - в Москве. Выглядит несколько странно.
2. Доход населения + доход юридических лиц (т.е. потребление внутри страны) + объем экспорта + нефть = 60 + 185 + 200 + 90 (максимально) = 535, а вовсе не 670. Где еще ВВП ? кто и как вычислил эту цифру? (Наиболее неточная цифра, конечно же, доход населения.)
3. Если предположить, что население скрывает доходы и на самом деле получает не 60, а 190 млрд. долл. (т.е. средний доход работающих по стране = 200 долл. в месяц), что правдоподобно, то легализация доходов решит все бюджетные проблемы. (Денег на это, конечно, не существует - государство, требуя легализовать доходы, пытается переложить свои проблемы с больной головы на здоровую.) Федеральный бюджет "недополучил" примерно треть из сокрытого дохода: на 100 руб., начисленных в зарплату рядовому гражданину, выплаты государству составляют: ЕСН - 26 руб., НДС - 31 руб., налог на прибыль - 13 рублей; итого, на каждые 87 рублей зарплаты рядового гражданина государственный аппарат получает 70 рублей. При полной легализации доходов федеральный бюджет получит еще примерно 40 млрд. долл, местные бюджеты получат 10 млрд долл, которые при нынешней сложившейся системе население "зажимает", отказывается отдавать родному государству.
4. С нефти в 2005 г. будет получено в бюджет не менее 32 млрд (27% бюджета), при этом не будет получено в бюджет не менее 40 млрд. долл. (прибыль частных лиц). Это к вопросу о финансовых возможностях "Байкалфинансгрупп".
5. По сегодняшним ценам нефти в России добывается на 100 млрд долл. - это если бы всё на экспорт; реально - на экспорт лишь половина. Т.е., если бы нефть не отдали частным лицам, то одна только нефть давала бы почти весь государственный бюджет. А ведь отдали не только нефть.
6. Доли государства в реально доходных производствах на сегодняшний день не осталось - почти нулевая статья дохода. У государства осталась только та часть его бывшей собственности, для поддержания работоспособности которой требуется тратить деньги (т.е. отрицательной доходности).
(это еще не вся аналитика, продолжение следует...)
Вторая часть аналитики: на что деньги тратятся, и субъективные заметки
Из годового бюджета видно, что государство легко, без возникновения у себя финансовых затруднений, могло бы заметно поднять зарплаты работников образования, армии и служащих. От такого действия возросли бы и все остальные зарплаты, улучшилась бы собираемость налогов, выросли бы автоматически пенсии. (Например, собранного за 2004 год "Стабилизационного фонда" хватало бы на то, чтобы увеличить зарплаты всех людей этих категорий на 100 долларов в месяц. Эти деньги образовались в государстве, а не непосредственно у Путина - поскольку инфраструктурой их создания и моральным основанием для сбора являлась вся страна с ее населением.) Но оно этого не делает - значит, кому-то это нужно.
Затем, в государстве не наблюдается присутствие некоторых капиталов. Например, на что тратят свои доходы владельцы "Лукойла" и "Норильского никеля"? Очевидно, деньги из страны вывозяться - причем в размере, сопоставимом с официальным заработком всего населения.
На первый взгляд, в России не соблюдаются экономические законы. Вот, допустим, построили дом в Москве стоимостью в 30 млн. рублей и ценою в 100 млн. рублей. В результате этой постройки у населения страны и юридических лиц прибавилось денег в размере примерно 30 млн. рублей. Теперь этот дом нужно продать. Казалось бы, вся жилплощадь проданной быть не может - денег на это просто не существует. (Правда, есть легенда, что лишние 70% квартир скупают люди, привезшие эти деньги из регионов.) А кроме того, ведь капитал из Москвы еще и вывозиться!.. Но нет, не возникает никакого кризиса, всё развивается дальше и дальше. Взгляд на московский бюджет показывает, финансовых трудностей город не испытывает. Раз жилье продолжают стоить - значит, где-то существует обратный механизм: за меньший произведенный товар платят бoльшие деньги. Либо тратится некий "финансовый" запас. В общем, для меня это - загадка.
Субъективное ощущение: искусственно занижена (каким механизмом?) стоимость рабочей силы. Кроме того, промышленость всё еще работает "на износ" - почти не тратятся деньги на восстановление основных фондов, и ценность их тоже занижена.
Пессимистичный сценарий дальнейшего развития: года три продолжается эксплуатация промышленности на износ, затем революция, чтобы всё это "легальным" образом сбросить с баланса и национализировать - пусть дальше "народ" восстанавливает; затем можно будет через десяток-другой лет опять прибрать к рукам.
Оптимистичный сценарий: как я уже раньше писал по поводу инцидента с Чубайсом, сейчас в РАО ЕЭС идет борьба за то, чтобы примерно 40 млрд. долл. не отдать "толстым дядькам", а потратить на реконструкцию энергосистемы. (На чьей стороне Чубайс - я не знаю. Вероятно, что за дядек.) И в нефтяной промышленности следует заставить наконец "толстых дядек" перестать выкачивать все деньги, хотя бы часть тратить на развитие отрасли. Тогда у заводов других отраслей появятся заказы на оборудование, ну и т.д., в общем, экономический подъем.
Для этого, во-первых, необходимо поднять оценку стоимости основных средств, чтобы можно было тратить достаточные средства хотя бы на поддержание прежней работоспособности. (Например, непосредственно правительству Москвы принадлежит около 50 млн. кв. м. нежилых помещений. Их балансовая стоимость - почти символическая.) Кроме того, модернизации противится существующая налоговая система: если вы хотите увеличить (путем дополнительных вложений) основные фонды, то на увеличение основного фонда на 1 млн рублей - нужно затратить как минимум 1,5 млн. рублей, чего ни один разумный собственник делать не будет. Отсюда, кстати, возникает требование инвестиций: если вы хотите развивать свое производство, то в случае если будете тратить свои собственные деньги - вас обложат всеми мыслимыми налогами, а посторонние инвестиции - требуются для того чтобы от этого налогового бремени избавиться. Т.е. лозунг "Нужны инвестиции в российскую экономику" - является следствием российского налогового законодательства. Чтобы экономика могла развиваться - налогое законодательство нужно радикально менять.
(Мое личное мнение: налог в государстве должен быть только один: подоходный, прогрессивный. Все остальные налоги следует отменить. Вообще все. В том числе и на нефть: при подоходном налоге денег от экспорта нефти будет приходить государству никак не меньше. Пенсионный фонд - должен стать личным делом граждан. Что делать с нынешними пенсионерами - отдельный вопрос переходного периода, который надо решать, а не продолжать откладывать; оттягивает это, очевидно, нынешний "Пенсионный фонд", в котором официально выделено несколько миллиардов долларов на разворовывание [т.н. "коммерческие" инвестиции Фонда].)
Поскольку каких-то радикальных изменений налогового законодательства не планируется, а революция явно готовится - видимо, дело идет скорее по пессимистичному сценарию. Кроме того, обратите внимание: чем больше становится бюджет государства, тем больше мотивов для свержения нынешней власти: уже сейчас одной только нефти новому правительству хватит для того, чтобы захваченную власть удержать. Задача же "внешнего управления" Россией - не допустить этого до истощения основных фондов. Как только истощаться - запустить механизм революции. Т.е., если захватить власть прямо сегодня - её можно удержать без проблем, ресурсы есть. Но нет такой партии, которая была бы на это готова. Ее искусственно создадут чуть позде, когда нужно будет опустить "концы в воду".