От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 07.04.2005 20:29:05 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Реформы образования

http://www.livejournal.com/users/glavnaya_tema/10999.html

Министерство образования сделало еще один
смелый шаг навстречу реформе – недавно было объявлено, что число вузовских
специальностей может быть сокращено. Вместо 670 специальностей останется от 40
до 50. Специалисты считают - это приведет к тому, что хорошее образование можно
будет получить только за деньги. Вы смотрите Главную тему, я – Андрей Добров.

У правительства есть такая установка – надо менять систему
образования. Причем, менять так, чтобы в стране появилось много затребованных
экономикой специалистов. Но, честно говоря, эта красивая формулировка не совсем
понятна.

Какие именно специалисты нужны современной экономике? И
какие не нужны? По идее свободный рынок должен сам регулировать количество
специалистов. А он не регулирует. Каждый год, например, российские вузы
выпускают огромное число никому больше не нужных специалистов в области
банковского дела. Потому что по мнению молодых людей именно эти специалисты
зарабатывают хорошие деньги.
Как показывает практика, современная промышленность,
современная наука требуют вовсе не людей с широким образованием. Они требуют
именно узких специалистов. В силу того, что приходится оперировать большими
объемами именно узкоспециализированных знаний. Например, никакой хирург не
может заменить нейрохирурга. А экономист спорта – экономиста коневодства. [IGA: вполне заменяют]

Специальность «экономист коневодства» звучит, действительно,
забавно. Но проблема в том, что это только для профанов так все ясно и весло.
Чем отличается экономист коневодства от, например, экономиста свиноводства? Да
всем. Например, в свиноводстве не выращивают призовых скакунов, стоимостью в
миллионы долларов. Хотя все это и считается сельским хозяйством, но на самом
деле – две совершенно разные специальности. И так во многом. Есть профессия
журналист и профессия писатель – хотя и тут и там люди пишут, но это – разные
специальности.
Итак – вместо того, чтобы создать систему, которая бы
производила нам специалистов, минобразования делает систему, которая будет
производить работников широкого профиля. И компании должны будут обучать их
конкретным направлениям за свой счет.
Вроде бы, и бог с ними – пусть обучают. Но тут возникает
другая проблема – намного неприятнее. Специалисты говорят, что из-за сокращения
специальностей хорошее образование станет в основном платным. А это значит, что
министерство образования вольно или невольно создает образовательный геноцид по
имущественному признаку. То есть, необеспеченные люди – а это в основном студенты из провинции, вообще будут
лишены возможности получить углубленное специальное образование.

Лишать огромные массы людей перспективы – это просто опасно.
Весь цивилизованный мир движется как раз в обратном направлении – попытка хотя
бы номинально, внешне стереть различия между богатыми и бедными, чтобы не было
социальной напряженности.

Часто цитируют фразу Ленина о кухарке, которая якобы должна
управлять государством. На само деле Ленин как раз говорил о похожей ситуации.
Он спрашивал – почему это в России только представители аристократии могут
учиться на дипломатов? Разве уровень обучения должен зависеть от сословия,
которому принадлежит человек? И далее он сказал, что мы должны создать такое
государство, в котором каждая кухарка имела бы право учиться тому, как
управлять государством. Имела бы право учиться.

Похоже теперь у кухарок это право отнимут. На сегодня все. Главная
тема завтра как обычно в 19.30. Всего
доброго.