Уроки "майданов" и задачи антиимпериалистической борьбы.
В последние полтора-два года мы можем наблюдать занимательную картину - некоторые публицисты и теоретики левопатриотических партий вовсю принялись позиционировать себя как пролетарских интернационалистов, и, в то же время, ряд левых интернационалистов на каждом шагу повторяют постулат о том, что коммунисты той или иной страны должны-де ограничится борьбой только со "своим", отечественным империализмом. Мы не будем вдаваться здесь в разбор причин этого явления, и скажем, что, по нашему мнению, и те и другие существенно неадекватно понимают природу современного империализма и соответственно проблему пролетарского интернационализма и задачи антиимпериалистической борьбы.
Диалектика империализма характеризуется, с одной стороны, единством интересов господствующего класса мировой буржуазии в эксплуатации наемного труда, и, с другой стороны, в непримиримом конфликте интересов национальных фракций этого класса в ходе раздела прибавочной стоимости, созданной наемным трудом. Империалисты, по образному определению Ленина, это "шайка разбойников", разбойников, единых, когда дело касается сохранения системы классового господства и разделенных, когда речь идет о дележе прибавочной стоимости. Когда говорят об империализме, то очень часто понимают его упрощенно, ограниченно, сводя дело лишь к военно-политической экспансии, к попыткам той или иной державы или группы держав установить свою мировую политическую гегемонию. Это конечно неверно. Сущность империализма коренится не в политике, а в экономике, в борьбе капиталистов за рынки сбыта, рынки трудовых и сырьевых ресурсов. Капиталистическое производство на современном этапе не может существовать, не проводя империалистической экспансии. Именно сведение проблемы империализма к военно-политическим формам и обуславливает такой односторонний взгляд, когда империализм признается существующим в США и Европе, и не существующим в Китае, Индии, России, Бразилии и других странах.
На основе такого подхода сформировалось множество буржуазных и "антибуржуазных" теорий и политических практик, в той или иной степени находящихся на службе у "слаборазвитого" империализма. В частности до сих пор определенное хождение (особенно в постсоветской России) имеет сформулированный китайскими маоистами в 60х г.г. прошлого века "тьермондизм" (теория "трех миров"). Коротко говоря, тьермондизм выставляет страны т.н. "второго и третьего мира" как вечные жертвы империалистической экспансии и объекты эксплуатации. Выход предлагается искать революционным путем, при этом пролетариат развитых стран, за которым тьермондисты не признают революционности, должен оказать лишь пассивную поддержку национальным революциям. Сторонникам тьермондизма просто-напросто следует внимательно изучить полувековую динамику и современные данные об экономическом развитии Китая, и тогда у них, при наличии интеллектуальной честности, появится возможность признать, что тьермондизм это "левое" прикрытие империалистического восхождения Китая, а также других менее сильных империалистических хищников. Открытый Лениным закон неравномерности развития капиталистических стран на стадии империализма получил в конце ХХ века новое блестящее подтверждение на примере Китая и Индии.
Таким же односторонним является представление об авангардности революционного потенциала западных пролетариев, упрощенное понимание марксизма, которое в отрыве от рассмотрения империализма как целостной системы, видит победоносную революцию только на площадях Лондона или Парижа.
Можно ли согласится с теми, кто ограничивает рамки антиимпериалистической борьбы? С теми кто, как известный левый публицист Виктор Шапинов саркастически замечает, что-де легко бороться с американским империализмом, живя в Архангельске? С таким, продиктованным политическим поссибилизмом, подходом согласится, конечно же, нельзя. Формы империалистической экспансии значительно усложнились с начала ХХ века. Ирония Шапинова необоснованна. Живя в самой непроходимой глуши России, человеку достаточно включить телевизор, чтобы столкнуться с культурной экспансией американского империализма. Или в том же Архангельске зайти в какой-нибудь "правозащитный", культурный и т.п., некоммерческий центр, живущий на американские гранты, чтобы увидеть "пятую колонну" американского империализма. Такова реальность современного мира, мира в котором империалистическая конкуренция многократно возросла и приняла доселе невиданные формы.
Исходя из того, что империализм сущностно един, удары по нему надо наносить по всем фронтам, никоим образом не ограничивая себя борьбой только против отечественной национальной фракции империализма. Активность американского, китайского или европейского империализма должна встречать столь же решительную оценку и действие российских коммунистов, как и активность "своего" империализма. Если сегодня американский и европейский империализм действуют совместно на постсоветском пространстве, организуя серию "барахатных революций", то мы должны бороться против этого так же решительно, как и против империалистических поползновений российской буржуазии. Если сегодня китайский империализм направляет острие своей экономической экспансии в Сибирь, то мы также должны не закрывать глаза на этот факт, а разоблачать это именно как империалистическую по своей природе экспансию.
Пролетариям мира нечего делить между собой. Их фундаментальный общий интерес состоит в уничтожении системы наемного рабства. Единственное что их может разделить это подачки буржуазии из империалистической прибыли. С помощью этих подачек буржуазия золотыми цепями привязывает рабочий класс империалистических стран к колеснице капиталистического производства. Борясь с империализмом, мы помогаем нашим братьям по классу в США, Европе, Китае.
Некоторые рр-революционные интернационалисты абстрактно, механически трактуют ленинский, марксистский тезис революционного пораженчества, забывая, что для марксистов поражение собственной страны в схватке империалистов не является самоцелью. Если по ту сторону поражения не открывается перспективы революции или, по крайней мере, возрастания накала классовой борьбы, если, наоборот, открывается перспектива установления неоколониального режима, атомизации, деклассирования и распада пролетариата, усиления мирового империализма, то марксисты не могут встать на пораженческие позиции. Тезис революционного пораженчества был выдвинут большевиками в конкретной ситуации общемирового подъема революционной волны в условиях, когда межимпериалистическая конкуренция проявилась в форме военного столкновения двух главных лагерей империалистов. Сейчас же ситуация иная. Мировое пролетарское классовое движение в лучшем случае только начинает выходить из глубокой полосы торжества контрреволюции, обусловленного, с одной стороны, открывшимися для капитализма возможностями временного притупления своих противоречий, и, с другой стороны, длительным периодом господства социал-демократического и сталинистского оппортунизма. Таким образом, "интернационалисты", наивно пытающиеся оправдать свой политический поссибилизм ссылками на большевистские интернационалистские тезисы попросту бездумно жонглируют революционной фразой, ведь в сегодняшней контрреволюционной ситуации ослабление и поражение одного империализма влечет за собой автоматическое усиление другого.
В тесной связи с проблемой империализма стоит проблема современной буржуазной демократии. В кильватере борьбы против мифической российской "пиночетовщины" многие леваки искренно полагают, что действительно защищают ценности свободы личности, свободную прессу и т.д. и т.п. Эти активисты либо некритически в больших дозах прониклись пропагандой оппозиционной буржуазной группировки, либо просто не понимают отличий буржуазной демократии эпохи империализма от буржуазной демократии эпохи свободной конкуренции. Буржуазная демократия как политическая оболочка империализма, это, говоря словами Ленина, "реакция по всей линии". Это узаконенное насилие, небывалое возрастание мощи и бесконтрольности репрессивных органов государства. Это фактическое отсутствие свободы слова, уничтоженной медиа-монополиями. Это кризис буржуазного парламентаризма, превращение буржуазного парламента из подобия народного представительства в юридический отдел группы крупнейших монополий. В плане реальных свобод и демократии ситуация в России не хуже, а может быть и лучше ситуации в США, особенно после 11 сентября. США, которые, выдавая себя, чуть ли не за самую свободную страну в мире, являются на самом деле страной либерально-рыночного тоталитаризма. Знамя Свободы, которому продолжают лицемерно клясться в верности буши, блэры и шираки, давно и окончательно выкинуто буржуазией за борт реальной политики. Демократия сегодня - это империалистическая демократия.
Не будет преувеличением сказать, что империалистическая демократия это, если не уже soft - фашизм, то, во всяком случае, развитие в этом направлении. Количественная разница по уровню свободы между фашизмом и империалистической демократией минимальна. Следовательно, те, кто покупаются на басни о "необходимости защиты демократии против наступающей диктатуры" в лучшем случае наивные и прекраснодушные фантазеры, в худшем - дезорганизуют классовое движение. Они зовут рабочих на "майданы", но через эти майданы рабочие идут в неолиберальный Майданек.
Часто среди левых можно услышать тезис о том, что проимпериалистические путчи - т. н. "бархатные революции", позитивны, так как объективно выходят за рамки буржуазной законности. Да, выходят. Перефразируя известное изречение, теперь становится не так важно, кто на самом деле победил на выборах, важно есть ли ударный отряд империализма, готовый оспорить их результаты. Следовательно, "бархатная революция" объективно представляет собой дальнейшее разложение буржуазной демократии, разложение, направленное не в сторону прогресса, а в сторону реакции.
На первый взгляд, события очередной "бархатной революции" - на этот раз "тюльпановой" революции в Киргизии, как об этом поспешили заявить некоторые рр-революционные романтики, выбиваются из общего сценария. Но, при внимательном, объективном рассмотрении это оказывается не совсем так. Действительно, хотя в Киргизии давно ожидалось то, что ранее произошло в Грузии и на Украине, радикализм масс был неожиданностью для империалистических "заказчиков". Но это никак не дает оснований считать всплеск ненависти бедных к богатым классовым движением. Ибо революционное классовое движение проявляется в формах классовой самоорганизации пролетариата - советах, революционных комитетах, установлении рабочего контроля над производством. Ничего этого мы не видели в Киргизии. На основе изучения фактуры событий и восточной специфики можно сказать, что "застрельщиком" массовых акций выступили родственные кланы бюрократов и буржуа Юга Киргизии. В дальнейшем к ним примкнули маргинализованные и безработные массы киргизкой молодежи и бедноты. С другой стороны, совершенно не верно закрывать глаза на длительную подготовку киргизских событий американским империализмом. Киргизская оппозиция многие годы финансировалась американскими организациями, связанными с правительством и спецслужбами ("Freedom House", "US Aid", "National Democratic Institute" и др.) Известно, что армия США физически присутствует в Киргизии (военная база в Манасе). Киргизия граничит с Китаем (c Уйгурстаном, коренное население которого исповедующие ислам и родственные киргизам уйгуры), и в глобальной перспективе события в Киргизии укладываются в сценарий американского сдерживания Китая, несмотря на возможные издержки в виде потенциальной дестабилизации всего центрально-азиатского региона.
Выступая против политического поссибилизма, за антиипериалистическую борьбу на всех фронтах, мы вовсе не призываем левых активистов к роли пассивных наблюдателей. Долг и обязанность каждого коммуниста участвовать в конкретных акциях по защите рабочего класса, но никак не в организованном встраивании левой политической активности в кильватер политики той или иной группировки буржуазии. Необходимо перестать дурачить себя и других либеральными страшилками о "самодержавии", "пиночетовщине", "диктатуре" и т.п. Необходимо отказаться от политического сотрудничества с демократами и либералами. Необходимо набраться терпения, в кропотливой, систематической работе, без иллюзий и надежд на скорый успех, готовить марксистские кадры к новому революционному подъему, когда поднявшийся во весь рост мировой пролетариат сметет "великую шахматную доску" глобальной игры империалистов.