|
От
|
IGA
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
31.03.2005 18:45:50
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Зурабовщина
http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/23n/n23n-s09.shtml
ЗАЧЕМ МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛИКВИДИРУЕТ УНИКАЛЬНУЮ ПЕДИАТРИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ?
Зурабов поступил по-детски неожиданно
Завтра вступает в действие приказ, конспиративно подписанный министром Зурабовым. Несмотря на свое ╚мирное╩ название: ╚О порядке осуществления деятельности врача общей практики╩, этот федеральный документ обладает громадной разрушительной силой. По сути, дан старт незаконной реформе здравоохранения, которую совсем недавно заблокировало правительство Фрадкова.
Суть приказа: с 1 апреля всем российским педиатрам будет предложено добровольно переквалифицироваться во врачей общей практики. То есть уволиться из детских поликлиник, пройти шестимесячное обучение, овладеть за считаные месяцы целым рядом специальностей (от лора до гинеколога) и превратиться, таким образом, из квалифицированного узкого специалиста в дилетанта широкого профиля. Подобные эксперименты уже несколько лет проводятся в России. Во всех без исключения регионах (эксперимент охватил более 25 областей страны) идея врача общей практики (в просторечии √ семейный врач) не просто провалилась. Она поспособствовала увеличению детской смертности. По результатам мониторинга, который проводит научный центр ╚Здоровье детей╩, количество вызовов ╚скорой помощи╩ к больным детям в несколько раз увеличилось именно в тех регионах, где практиковали так называемые семейные врачи.
Ведущие специалисты в области медицины утверждают, что первоапрельский приказ Зурабова приведет к планомерному разрушению уникальной российской педиатрической системы. Есть все основания не сомневаться в этом: Зурабов уяснил только один ╚урок╩ из провальных экспериментов. Если раньше детские врачи ничего в личном плане от реформ не выигрывали, то в этот раз им просто предложили более высокую зарплату √ в среднем до 10 000 рублей за переквалификацию. Откровенный ╚подкуп╩ будет способствовать массовому уходу малооплачиваемых специалистов из российской педиатрии, что, в свою очередь, приведет к повсеместному закрытию детских поликлиник и специализированных медицинских учреждений.
Так почему министр Зурабов пошел напролом, отчаянно взяв на себя персональную ответственность?
Эксперты утверждают, что многострадальная реформа, которую международные фонды разрабатывали для южноафриканских стран, в России оказалась ╚непроходной╩. Реформу не поддержали самые известные врачи России, специалисты, эксперты, экономисты, общественные деятели. Против реформы выступили даже ╚Единая Россия╩, правительство Фрадкова и президент Путин.
Более того, министр Кудрин в 2003 году самолично разослал в регионы, где проходили пилотные проекты, срочные письма с приказом свернуть вредную инициативу.
И что же министр Зурабов?
Дело в том, что за реформой стоят миллионы долларов. Эксперименты на нашем здоровье проводились и проводятся на заем Всемирного банка реконструкции и развития. Именно от этого ╚медвежьего╩ займа девять лет назад решительно отказался министр здравоохранения Эдуард Нечаев, назвав ╚африканскую╩ реформу разрушительной. Увы! Последующие министры здравоохранения были не столь щепетильными. Министр Татьяна Дмитриева ╚купилась╩ на 77,2 миллионов долларов Всемирного банка ≈ и в Тверской и Калужской областях стартовали полномасштабные пилотные проекты (стоимость проектов 35,2 и 42 миллиона долларов соответственно). Татьяна Дмитриева теперь √ главный психиатр страны. А за катастрофические последствия ╚африканских реформ╩ в буквальном смысле слова расплачиваются тверчане и калужане. Ежегодно из областных бюджетов миллионы долларов идут в счет погашения кредита Всемирного банка. Люди платят за: 1) сокращение числа врачей, 2) повсеместное закрытие роддомов и больниц, 3) недоступность медицинской помощи, 4) всевозрастающую смертность детского и взрослого населения Тверской и Калужской областей.
Мы предлагаем читателям подробно ознакомиться со статистическими показателями проведенного на живых людях эксперимента. Подчеркиваем: пилотные проекты в Твери, Калуге, Самаре и других регионах России √ точные мини-копии той реформы, которую продавливает министр Зурабов, невзирая на Конституцию и ее гаранта.
КОММЕНТАРИИ
(Фото ≈ rmass.ru) Михаил КУЗЬМЕНКО, председатель профсоюза медицинских работников России, врач-педиатр:
≈ В приказе особенно рекомендуется проходить переквалификацию терапевтам и педиатрам. Зарплата врача общей практики будет достигать 10 тысяч рублей. Если учесть, что сейчас максимальная зарплата врача-педиатра 3≈4 тысячи рублей, естественно, он будет стремиться уйти из педиатрии. У нас и сейчас большая нехватка врачей-педиатров и терапевтов, а теперь их может не остаться совсем. Начнется сильный отток детских врачей в общий профиль.
Кроме того, врачи должны будут переквалифицироваться всего за шесть месяцев, а это очень маленькие сроки. Мы учимся семь≈восемь лет, чтобы освоить ту или иную специальность. Из врача-терапевта, к примеру, за полгода нельзя сделать педиатра. Детский организм сильно отличается от взрослого. Отдавать детей в руки такого неквалифицированного специалиста ≈ преступление. Особенно сейчас, когда у нас повышается хроническая заболеваемость детей.
А врачи общей практики существуют и сейчас. За последние годы вузы выпустили 4000 таких специалистов, только они в основном не работают по специальности, потому что для этого просто нет условий и оборудования.
Поэтому мы считаем, что приказ направлен на ликвидацию педиатрической службы в России, несмотря на то, что ВОЗ всегда рекомендовала странам мира переходить именно к нашей системе педиатрической службы. Ее особенность в том, что ребенка наблюдают, начиная с перинатального, дородового периода. Сюда входят профилактика, само лечение, диспансеризация детей. Поэтому у нас всегда были низкие показатели инвалидизации и хронической заболеваемости детского населения. А теперь в педиатрии произойдет то же самое, что и с медико-санитарными частями. Когда во время приватизации фабрики и заводы отказались от собственной санитарной службы, на предприятиях резко увеличилась заболеваемость. Страшно представить, что теперь будет с детьми.
Леонид РОШАЛЬ, доктор медицинских наук, руководитель отделения неотложной хирургии Института педиатрии РАМН:
≈ Если мы введем предложенную систему здравоохранения во всей России, в первичном звене ≈ в городских поликлиниках и в участковых сельских больницах, как это предлагается в приказе, то это, несомненно, ухудшит оказание специализированной помощи населению. С введением врачей общей практики и тем более семейных врачей будут сокращены педиатры и узкие специалисты в поликлиниках. Врачи общей практики в системе здравоохранения могут существовать, но только на уровне сельских врачебных амбулаторий, в каких-то отдельно расположенных промышленных объектах с небольшим числом работающих, например, в Сибири, в воинских частях и маленьких гарнизонах и пр. Мной поддерживается опыт в некоторых регионах, где ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты) заменяются на офисы врачей общей практики, это хорошо. Но когда мы в сельских участковых больницах заменяем педиатра, хирурга, акушера-гинеколога и терапевта на одного врача общей практики ≈ это шаг назад. Когда мы разрушаем поликлиники и вызываем организационную неразбериху ≈ это плохо. Мы сегодня недовольны поликлиниками, т.к. там стало не хватать врачей, оставшиеся, в основном пенсионеры, перегружены, появились очереди и пр. Значит проблема не в системе, а в том, что ее довели до такого состояния.
Нам сейчас нужно не ломать систему здравоохранения, а восстановить ее путем наполнения кадрами. А это можно сделать, только если мы повысим заработную плату у них минимум в два раза. Кстати, система врачей общей практики более чем в два раза дороже нашей системы, и она требует увеличения врачей и медицинских сестер. Нужно принять такую государственную программу, которая бы за короткий срок наполнила всю поликлиническую службу участковыми врачами, для того чтобы люди не нервничали и получали хорошую помощь. Нужен план подготовки кадров и финансирование.
От системы врачей общей практики уже отказываются в западных странах. В Англии число семейных врачей уменьшилось на 80%. В Америке за последние годы в три раза увеличилось число детей, которых обслуживают не врачи общей практики, а педиатры. Системой общей практики недовольны во Франции и Германии. А нас гонят туда.
Мы надеемся, что этот приказ Минздрава фактически не вступит в силу и будет отменен. Это нам обещали в Минздраве в присутствии министра М.Ю. Зурабова. Было принято решение до 1 июня подготовить новый приказ о структуре организации первичной помощи, в котором, надеюсь, все будет правильно расставлено по местам.
Виталий ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ, председатель секции по социальным вопросам охраны здоровья населения экспертного совета Комитетапо социальной политике Совета Федерации:
≈ В западных странах педиатров нет. Есть только врачи общей практики. У нас о переходе к такой системе говорили еще лет пять назад. Но протест педиатров был настолько мощным, что эти реформы сдерживались до последнего времени. Сейчас наконец принято решение, которое ведет к упразднению педиатрической службы в России. Останутся только отдельные направления, которые будут заниматься патологией детей. А все остальное возьмут на себя терапевты. Педиатрическая служба экономически нецелесообразна. Функции педиатров и взрослых врачей похожие. Заболевания практически одни и те же, просто у детей есть некоторые особенности. Если врач их освоит, он сможет лечить и ребенка. А сейчас у нас есть, к примеру, уролог и детский уролог, инфекционист и детский инфекционист. Это перегиб.
Завоеванием СССР была одна из сильнейших педиатрических служб. Резко ее ликвидировать было бы неправильным, возникнет большая армия людей, которые имеют практический опыт лечения детей, но не имеют клинической практики со взрослыми больными. Переходный этап должен быть более сглаженным. Расширение практики семейного врача на педиатрическую службу может быть рассмотрено как именно такой переходный этап.
В глобальном плане упразднение педиатрической службы ≈ обоснованный шаг, так же как и закон 122 (монетизация льгот. ≈ О.Г.). Данные направления реформы здравоохранения должны привести к более рентабельной системе здравоохранения. Советская система была во многом очень эффективна, но сегодня она неподъемна для государства ввиду недостатка финансовых средств на здравоохранение. Кроме решения вопроса о глобальном увеличении выделяемых средств на систему здравоохранения, мы должны очень серьезно рассматривать вопрос о повышении эффективности ее работы. Многие завоевания системы здравоохранения в СССР были использованы системой здравоохранения других стран. Отдельное выделение педиатрической службы, которое существовало в СССР, не нашло широкого распространения за рубежом. Перенос акцентов на врачей семейной практики позволит сократить затраты государства на здравоохранение, но должно сопровождаться внедрением жестких стандартов медпомощи на всех уровнях ведения больного.
Данные изменения позволят облегчить проведение реформы здравоохранения и создания стандартов поведения больных различных возрастных групп. По-видимому, предстоящая реформа приведет к коренным изменениям всей системы. В конечном итоге медучреждения будут разделены на муниципальные и коммерческие. Многие учреждения ждет реформирование и, возможно, приватизация. Количество людей, занятых в здравоохранении, будет сокращаться, а требования к медицинским работникам и качеству их работы будут повышены.
Ольга ГОНЧАРОВА, Елена МИЛАШИНА
31.03.2005