От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 19.03.2005 02:21:40 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

"Украина никогда не подымется с колен, пока не станет на колени перед Богом"

(c) Юлия Тимошенко

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=31113&cf=

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Светский принцип украинской политики. Для государства существует только Бог, а не конфессии. Почему ликвидирован Госкомрелигии Украины?

Ликвидация Государственного комитета по делам религий Украины в середине февраля стала поводом для беспокойства со стороны лидеров многочисленных и влиятельных христианских конфессий. Многие православные и протестанты задались вопросом: какой путь сотрудничества со столь разными, порой враждующими между собой, Церквами выберут центральные власти новой Украины?

23 февраля поступило первое продуманное и авторитетное предложение президенту В. Ющенко. Глава Украинской Православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Патриарх Филарет (Денисенко) обратился с призывом к началу нового этапа переговоров об объединении всех православных юрисдикций в стране. Отметив, что украинским церквям, принадлежащим к Московской патриархии, уже пора прекратить разжигание межрелигиозной розни и пропаганду разделения православного народа на "каноничных" и "неканоничных", Филарет заметил, что назрела необходимость создания Русской Православной Церкви в Украине.

Если воспринимать высказывания первоиерарха Киевского патриархата буквально, то может показаться, что его призыв слишком самонадеян, рассчитан на прямую поддержку других "альтернативных" РПЦ МП православных Церквей, а также президента и его окружения. В то же самое время Патриарх Филарет, как представитель национальной православной Церкви, остро чувствующий настроения власти и общества с начала 90-х годов, уловил новый акцент в религиозной политике "оранжевых". Учитывая силу религиозных сообществ в Украине, новая власть перенимает американскую модель церковно-государственных отношений. Ее основной принцип – неукоснительное соблюдение свободы совести в отношении любых религиозных традиций и организаций, которые не причиняют вред согражданам. Всплески религиозной активности и церковное соперничество должны регулироваться самими верующими и гражданским обществом.

Однако, наряду с этим, светское государство и его представители не считают себя безрелигиозными. Государственные чиновники открыто заявляют о своей вере в Бога [!], подчеркивая уважение к каждой конфессии и декларируя свою свободу от ангажированности церковными интересами (по крайней мере, на словах).

Незадолго до ликвидации Госкомрелигий Украины высшие лица государства как бы поддержали догадку Патриарха Филарета о том, что власть в будущем будет воспринимать украинское православие как единую конфессию Украины, состоящую из спорящих между собой непримиримых группировок. В Донецке 11 февраля, отвечая на вопросы чиновников после представления нового губернатора области, президент Виктор Ющенко сказал: "Удивительно выглядит то, когда речь идёт о том, что кто-то какие-то Церкви будет поддерживать, а какие-то будет закрывать. На каких основаниях? Почему мы из Церкви начинаем делать политику? Побойтесь Бога! Для чего вы святых отцов, прихожан так унижаете? Или вы не понимаете, что в Церкви есть только один Президент во все века - Иисус Христос, Бог? Другого Президента в Церкви нет - ни "оранжевого", ни "бело-голубого". Отметая возможность каких-либо репрессий против политических сторонников Москвы и В. Януковича в "москальской" Церкви УПЦ МП, Виктор Ющенко категорично заявляет: "Когда ко мне подойдет какой-либо священник, я не буду спрашивать: "Из какой Вы, отец, конфессии?" Меня это не интересует. Единственное, что я сделаю, - это попрошу его благословения".

Безусловно, власти предстоит столкнуться с обращениями как тех, так и других православных с просьбой защитить их интересы. Но заявленная принципиальная позиция президента не только может сгладить конфликт, но и остудить пыл чиновников в Западной Украине, настроенных против "агентов" Московской патриархии.

Религиозным устремлениям протестантской части украинского общества вполне отвечают заявления премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. В духе американской Декларации независимости Ю. Тимошенко называет первый раздел программы деятельности своего правительства "Вера". Премьер призывает возродить в обществе "настоящую веру в Бога". Эти смелые, совсем необязательные для главы кабинета министров слова объясняются близостью Ю. Тимошенко к влиятельным протестантским кругам Украины (как пятидесятническим, так и баптистским, представители которых выступали на Майдане Незалежности вместе с другими сторонниками "оранжевой" революции). Слова, сказанные Ю. Тимошенко в правительственном документе, мог бы повторить любой пастор евангельской общины: "Украина никогда не подымется с колен, пока не станет на колени перед Богом".

Итак, отсутствие органов взаимодействия государства и религиозных организаций отнюдь не означает отсутствия продуманной политики властей по отношению к религии. По словам В. Ющенко, отныне не будет "конфессиональных любимчиков", ведь, по мнению президента Украины, "вопрос свободы совести относится к очень деликатным вопросам, уязвимых для многих". С этого момента последовательное соблюдение принципа свобода совести в светском государстве заставит главную нарушительницу спокойствия в Украине – Московскую патриархию – относиться ко всем шагам президента В. Ющенко, просто верящего в единого для всех "Президента Иисуса Христа", более внимательно.

В Украине, как и в других европейских странах, Московская патриархия неизбежно признает единство Православия перед лицом государства. К примеру, 24 февраля Патриарх Алексий II поздравил президента Эстонии Арнольда Рюйтеля с годовщиной образования государства и поблагодарил за участие в "преодолении последствий межправославных осложнений", несмотря на существующие проблемы. Российские интересы в Украине, сближение Виктора Ющенко и Владимира Путина на почве экономического сотрудничества, заставят руководство Московской патриархии перестать требовать ограничить права "раскольников" и т.п. Для украинской демократии православные разных юрисдикций и протестанты разных направлений – это просто те, кто достоин уважения за свою веру в Бога. В такой ситуации государственной Церкви быть не может, так как Бог "традиционным" или "нетрадиционным" для конкретной, отдельно взятой, страны не бывает. Жаль только, что в деле воплощения принципов светского государства Россия опять отстает от ближайших соседей.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"