От Дионис Ответить на сообщение
К Евгений ФСГ
Дата 11.03.2005 22:04:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

авайте лучше сначала опишем систему госуправления

Что же представляет собой «вертикаль власти»? Предлагаю Участникам форума обсудить этот вопрос.
Имел бы я соответствующие знания и опыт: попытался бы описать всю. Поэтому я возьмусь только на краткую зарисовку нижних «кубиков» этой самой «вертикали».
В общем, речь пойдет об одной из демократических прелестей – о местном самоуправлении. Что маскируется таким благозвучным названием (при этом не взывающее у людей почти никакого интереса), и что эта маскируемая деталь механизма власти означает для всей «машины» власти (или что представляет из себя государство и его политическая система, включающие в себя такую подсистему)?

1. Что признает и гарантирует Конституция РФ?
12.12.1993 года в нашей стране была принята новая Конституция, смысл положений которой, за редким исключением, никто не понимал. Что например значит такая норма статьи 12: «В российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление»? На тот момент ничего и не значило – это не признание, поскольку эта норма не была адресована ни прошлому, ни современности. Да, на тот момент действовал, принятый 06.07.1991 Закон РФ «О местном самоуправлении», но он соответствовал политической системе СССР, в котором «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно» (Конституция РСФСР).
А по новой Конституции (положения статей 11 и 12) Советов больше не предусматривается, а местные органы власти не являются больше органами государственной власти!!! Поэтому фраза «признает и гарантирует» - это жульничество.
А что вообще могла признавать Конституция? Только уже сложившийся институт, систему общественных отношений. Но ведь существовавшая на тот момент система общественных отношений, связанная с управлением территориями, распоряжением ее трудовыми и материальными ресурсами, связанная не с собственностью, а с хозяйством городов, районов, сельских поселений, как раз разрушалась и разрушался ее основной субъект – трудовые коллективы. Так что такое «признание» – это жульничество вдвойне.
Конституция не содержит определения местного самоуправления, следовательно, высшие должностные лица по умолчанию наделяются правом отвечать на вопрос: «Что есть такое местное самоуправление?». То есть Конституция признает неограниченный произвол Президента, депутатов и других должностных лиц, задействованных в законодательном процессе.

2. Народовластие и определение местного самоуправления.
28.08.1995 года Законодатель (т.е. несколько сотен высших должностных лиц государства) наконец-то дал определение тому, что признает и гарантирует новая Конституция:
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Ни больше, ни меньше, а САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОД СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, а исторические и иные местные традиции – это украшающие бирюльки (чем институт Советов не традиция? – наверно, законодатель имел в виду папахи кавказских старейшин).
Статья 12 Конституции содержит еще два очень важных положения:
1. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статьей 6 того же закона определен перечень вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Чтобы не утомлять Участников форума привожу некоторые из них:
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
- обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы……
Всего этот перечень включает 30 вопросов местного значения (интересно почему 30, а, скажем, не 60 или 15?) .

Получается следующая картина. Элита предлагает гражданам проект Конституции, в котором признается и гарантируется местное самоуправление, но не определяется само понятие и не имеется исчерпывающего перечня вопросов местного значения. Затем элитой принимается закон, которым она снимает с себя ответственность по обширному перечню вопросов обеспечения жизнедеятельности населения, перекладывая бремя ответственности и расходов на самих граждан. Соответственно в том же объеме снимается ответственность с государства (власть, элита, государства при таком рассмотрении становятся почти синонимами), но сохраняются неограниченные возможности определять объем местного бюджета, состав муниципальной собственности, меру ответственности должностных лиц ( а значит возможности влиять на МСУ) и т.д.

Как это вяжется с демократией, народовластием? В самой же Конституции провозглашается политический суверенитет народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3). Получается, приняв на основе той же Конституции (как захват власти эти действия расценивать нельзя) в 95 году Федеральный закон элита определила границы этого самого суверенитета: народ не суверенен по отношению к элите, элита независима от народа.

А как тогда понимать положение о самостоятельности местного самоуправления? Это имеет значение в вопросе определения границ ответственности элиты и органов местного самоуправления. Но вот к истошным крикам Караулова и иже с ним о «произволе» местных чиновников это никакого отношения не имеет. Элита регулирует объем ресурсов, за счет которых исполняются полномочия местных органов власти по «решению вопросов местного значения». Я это называю просто: финансовая удавка. Душат город или район, т.е. его население, а по этой причине местные чиновники наверно даже послушней бывших первых и вторых секретарей райкомов и горкомов.