От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 27.02.2005 22:39:11 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Какими минами подорвут наше образование

http://gazeta.ru/education/2005/02/16_a_240655.shtml

Какими минами подорвут наше образование

Текст: Рудольф Борисов, Валерий Малинин. Фото: CI

Мало кто из граждан России знает, что в одной связке с пресловутым законом о монетизации льгот пенсионеров тайком были приняты законы о монетизации льгот учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д. В соответствии с ними в бюджете страны на 2005 год было заложено гораздо меньше средств на содержание этих учреждений.

В распоряжении редакции "Газеты.Ru" оказалось Открытое письмо представителей Совета Профессорского собрания Санкт-Петербурга. Надеемся, что публикация этого письма положит начало новой плодотворной дискуссии среди наших читателей. – Ред.

Из дальнейшего станет ясно, какие мины заложены в тайных законах. Перекрывать магистрали уже будут не пенсионеры, а учителя, профессоры, учащиеся, студенты, родители, ученые, академики, театральные деятели, артисты, медики, больные, т. е. практически все население страны.

Мы являемся преподавателями вузов, поэтому рассмотрим новое правовое положение и изменения в финансово-экономической деятельности государственных учебных заведений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Закон так мудрено назван, что нормальным людям тяжело понять, о чем же он.


Но фактически речь идет об отмене многих положений ранее существовавших законов об образовании:
1) Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – ЗО);

2) Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее – ЗВО).

Вначале предлагается разграничить полномочия уровней власти, в результате чего:

1. Все образовательные учреждения будут разделены на три типа с финансированием исключительно со своего уровня – государственного, уровня субъекта РФ и муниципалитета

2. Единое образовательное пространство будет разбито фактически на число субъектов Российской Федерации, и финансирование в каждом регионе будет осуществляться в соответствии с его возможностями.

3. Единственной составляющей государственной системы высшего образования станут высшие учебные заведения федерального подчинения.

4. Будет ликвидирована единая государственная система социальной защиты обучающихся. Она распадется на федеральную составляющую, действующую только в отношении лиц, обучающихся в федеральных учебных заведениях, и региональную, действующую только в отношении учебных заведений, учреждаемых субъектами РФ, а также муниципальных учебных заведений.

Если перевести все это на русский язык, то получится, что, как и в случае с монетизацией льгот для пенсионеров, государство откажется от поддержки огромного количества учебных заведений,

в том числе и вузов, и подбросит их нищим регионам, обещая и не выдавая в полной мере преференции на их содержание. Это одна из составляющих уменьшения бюджетного финансирования на 2005 год и на последующие годы.

А затем еще страшнее. Внесением изменений в законодательные акты государство отказывается от следующих обязательств:

- от ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода" (исключена ст. 40 ЗО);

- от защищенности расходных статей на образование, а также размеров и нормативов финансирования образовательных учреждений" (изменена ст. 41 и ст. 3 ЗО);

- от ежеквартальной индексации расходов в соответствии с темпами инфляции (исключена ст. 40 ЗО, изменена ст. 28, п. 4 ЗВО);

- от гарантированной доли расходов, направляемой на финансирование образования, а также от нормы направлять не менее 3% расходной части федерального бюджета на высшее образование (исключена ст. 40 ЗО);

- от всех мер государственной финансовой поддержки образовательных учреждений, включая предоставление налоговых льгот, установления минимального объема финансирования и др. (исключена ст. 40 ЗО);

- от гарантий в части установления минимального размера оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений (минимальная педагогическая ставка не менее 8 МРОТ и в размере, превышающем уровень средней заработной платы в РФ; привязка размеров должностных окладов работников образования к уровню средней заработной платы в промышленности и т. д.) (исключены ст. 54 ЗО, ст. 30 ЗВО);

- от обязательства, что неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц) (исключены ст. 43, п. 3 ЗО, ст. 28, п. 4 ЗВ);

- от выделения из федерального бюджета средств на содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы системы среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной защите студентов (исключен ст. 42, п. 4 ЗО);

- от специальных льгот в отношении работников сельских образовательных учреждений и других специальных категорий работников сферы образования (исключены ст. 55, пп. 9, 10, 11 ЗО);

- от гарантий права научно-педагогических работников на бесплатное пользование услугами лечебных подразделений вуза и финансирования из федерального бюджета условий для повышения квалификации" (исключены ст. 20, 24 ЗВО);

- от обеспечения действующих нормативов на стипендии, льготное и бесплатное питание и проезд на транспорте") для обучающихся и воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения (исключена ст. 50 ЗО);

- от разрешений на сдачу в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения (при этом средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, могли быть использованы на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении) (исключены ст. 39, п. 11 ЗО, ст. 27, п. 4 ЗВО);

- от разрешения образовательным учреждениям самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (исключен ст. 43, п. 1 ЗО);

- от обеспечения права на бесплатный проезд иногородних студентов очной формы обучения и аспирантов государственных и муниципальных вузов (ст. 2 ЗВО);

- от обязательства государства по финансированию студенческих практик (ст. 11, п. 9 ЗВО);

- от гарантируемых законом норм доплат на питание и проезд из любых источников финансирования (федеральных, региональных, городских, вузовских)" (ст. 2, п. 43 ЗВО, ст. 42, п. 4 ЗО, ст. 50 ЗО, 3-й и 4-й абзацы ст. 16, п. 3 ЗВО);

- от федеральной гарантии, предусматривающей ответственность учредителя за обязательства учреждения, в том числе по дальнейшему обучению студентов при ликвидации учреждения (ст. 34, п.1 ЗО);

- от установленного в настоящее время конкретного перечня норм, предусматривающих возможность студентам пользоваться услугами подразделений социальной сферы на льготных условиях за счет средств образовательного учреждения (ст. 42, п. 4 ЗО);

- от выделения студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений дополнительных средств на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета, а также от выделения федеральным государственным высшим учебным заведениям дополнительных средств в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения (ст. 16, п. 3 ЗО).

Для учреждений вводится обязательство зачислять доходы от своей самостоятельной и разрешенной законом деятельности, в т. ч. предпринимательской, на лицевой счет в казначействе (а не на расчетный счет в банке), превращая их в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в "неналоговые доходы бюджета".

Учреждение сможет располагать переданным ему имуществом лишь на праве оперативного управления и распоряжаться им в весьма ограниченных пределах, особенно для целей получения доходов.

Комментарии к этому разделу статьи излишни.


Уже невооруженным взглядом видно, что, в частности для вузов, все эти меры приведут:

1) к удорожанию образовательных услуг;

2) к введению конкурентных начал в размещении государственного заказа в условиях ограниченности ресурсов;

3) к отсечению ряда государственных вузов от средств бюджета, а отсюда – к необходимости дополнительных расходов для обеспечения выполнения ранее принятых обязательств по обучению;

4) к возможности банкротства учебных заведений, т. е. к сокращению образовательного пространства.

Коротко об авторах:

Борисов Рудольф Васильевич, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой Морского технического университета,
член Совета Профессорского собрания Санкт-Петербурга

Малинин Валерий Николаевич, доктор географических наук, профессор Российского Государственного гидрометеорологического университета, зам. председателя Профессорского собрания Санкт-Петербурга, член Совета Профессорского собрания Санкт-Петербурга.

Продолжение Открытого письма петербургских профессоров Рудольфа Борисова и Валерия Малинина вы можете прочесть здесь – ред.

16 ФЕВРАЛЯ 2005