"Встает вопрос о повышении пенсионного возраста до 65 лет"
Всемирный банк советует России срочно провести социальные реформы
Эксперты Всемирного банка считают, что в России сложились уникальные возможности для проведения ключевых структурных реформ - системы госслужбы, жилищно-коммунального хозяйства и пенсионной системы. Эти реформы становятся возможны благодаря опережающему росту доходов населения и бюджетному профициту. Реформировать предлагается в первую очередь систему госслужбы: зарплаты бюджетников и госслужащих должны быть повышены в 1,7 раза. Увеличение доходов бюджетников позволит проводить реформу ЖКХ, которая предполагает 75-процентную оплату населением услуг ЖКХ. Но наиболее чувствительной станет пенсионная реформа. Чтобы заработать себе пенсию хотя бы на уровне нынешней, россиянам придется работать до 65 лет.
Повысить зарплату госслужащим в 1,7 раза к 2010 году
Всемирный банк утверждает, что сейчас у России появились уникальные возможности для проведения реформы госслужбы, ЖКХ и системы пенсионного обеспечения. 'Безопасный порог расходов на социально-экономические реформы - 2% ВВП, - говорит старший экономический советник ВБ Лев Фрейнкман. - В этом случае даже при падении цен на нефть Россия сможет их продолжить'.
Выбор именно этих реформ вызван тем, что они 'завязаны' на уровень доходов населения, а эти доходы продолжают расти. А значит, позволят проводить реформы даже в случае падения цен на нефть и снижения доходов госбюджета. В прошлом году рост доходов населения опередил инфляцию на 11%, эксперты дают оптимистичные прогнозы и на ближайшие 2-3 года. Однако по темпам роста доходов отстает бюджетный сектор. В прошлом году был принят закон о госслужбе, улучшающий материальное положение чиновников. ВБ решил, что повышение доходов чиновников 'не должно идти в отрыве от роста зарплат в социальных бюджетных отраслях - образовании, здравоохранении'.
Ориентиром при повышении должен стать уровень доходов в частном секторе. Разрыв между доходами занятых в государственном и частном секторах должен быть сокращен в среднем до 50% (сейчас он превышает 100%). Причем ВБ рекомендует подходить к повышению дифференцированно: наиболее существенно повышать доходы чиновников центрального аппарата государственной службы [??], менее существенно - доходы сотрудников территориальных подразделений федеральных органов, служащих региональных и муниципальных органов власти. Самым минимальным повышение будет для остальных работников, занятых в гражданском госсекторе. К 2010 году средняя реальная зарплата в основной сфере государственного управления должна быть выше нынешнего уровня в 1,7 раза, а средняя зарплата в бюджетных социальных отраслях - в 1,6 раза. От бюджета на эти цели понадобится дополнительно 1,2-2,3% ВВП, причем две трети этой суммы оплатит федеральный бюджет, одну треть - региональные. 'Впрочем, если мы можем проводить необходимые расчеты по федеральному бюджету, то о региональных ничего не можем сказать, не имеем права на них влиять', - отвечает на предложения ВБ директор департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Саид Баткибеков.
При этом, предупреждает ВБ, все расчеты справедливы при условии проведения административной реформы и сокращения числа госслужащих. Иначе 'даже умеренная корректировка оплаты труда, не сопровождаемая сокращением численности работников, создаст непосильную нагрузку на бюджет'. Поэтому к 2010 году число занятых в гражданском госсекторе должно быть сокращено на 25% (сейчас в сфере госуправления и гражданском госсекторе занято 11 млн. человек).
Расходы на 'коммуналку' вырастут на 40%
Увеличив доходы бюджетников и госслужащих, государство получит возможность запустить реформу ЖКХ. Ведь финансироваться она будет за счет растущих доходов населения. Так, реформа ЖКХ предполагает, что уже к 2006 году население будет способно оплачивать 75% стоимости услуг ЖКХ. Остальные 25% компенсирует бюджет.
В результате предлагаемой реформы реальная себестоимость ЖКУ для населения вырастет примерно на 90% относительно уровня 2002 года, предупреждает ВБ. Однако, учитывая рост тарифов в 2003-2004 годах, это будет не так чувствительно - повышение расходов составит в среднем около 40% относительно прошлого года. 'При нынешних темпах роста зарплат и пенсий населению вполне по силам платить 75%', - выразил надежду Фрейнкман.
Правда, тут же оговорился, что необходима жесткая система мониторинга: 'Как смогут платить разные социальные группы, какой уровень расходов на ЖКУ им посилен?' Контролировать нужно и другую сторону - муниципальные власти и организации, оказывающие ЖКУ. 'Надо реструктурировать и сделать прозрачными финансовые потоки в системе ЖКХ. И тут для начала необходимо провести монетизацию льгот по оплате ЖКХ', - считает эксперт.
'Женщины должны работать на 10 лет больше, мужчины - на 5 лет'
Реформирование пенсионной системы стало еще более актуальным после того, как объем поступлений в пенсионную систему снизился с 28% до 20% от единого соцналога. Если еще в 2002 году пенсия составляла 33% от зарплаты, то сейчас - уже 29%, а в 2030 году составит 24,4%. Расходы государства на 'латание' пенсионной системы будут составлять 0,25-0,55% ВВП в 2020 году и 0,5-0,9% ВВП в 2030 году. 'В этой ситуации встает вопрос о повышении пенсионного возраста до 65 лет', - говорит Фрейнкман.
При повышении пенсионного возраста до 65 лет размер средней базовой пенсии увеличится примерно на 40%, а соотношение пенсии к зарплате к 2030 году возрастет до 33-35%. 'Нельзя больше прятать голову в песок. Повышение пенсионного возраста неизбежно - чем дольше мы будем с этим тянуть, тем дороже это обойдется российской пенсионной системе!'