От C.КАРА-МУРЗА Ответить на сообщение
К All
Дата 10.05.2001 18:44:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Для отдыха - о кино

«Яды» и российский хаос: о новом фильме Карена Шахназарова
Мне повезло побывать на премьере фильма Карена Шахназарова «Яды или всемирная история отравлений».
Я не специалист в кино, и с точки зрения кинокритика скажу, возможно, вещи банальные или глупые. Но я не рецензию пишу, а хочу поделиться теми мыслями, что пробуждает фильм. И не только пробуждает, а со временем все сильнее и сильнее гоняет их по спирали. Фильмы Карена Шахназарова, о которых я хочу сказать, этим и отличаются. Смотришь - вроде, хороший фильм абсурда. Но он начинает действовать не сразу, а после того, как семена смысла, заложенные во время просмотра, дают ростки твоей собственной мысли. И сила этого воздействия со временем растет, многие сцены начинаешь видеть по-другому, мелкие детали становятся структурообразующими. Иногда вдруг вспоминаешь и то, на что совсем не обратил внимания, когда глядел на экран. Да и было ли это на экране?
Не знаю, как это соотносится с художественными достоинствами картины, но подозреваю, что для такого эффекта высокое художественное качество совершенно необходимо. Я лично считаю «Город Зеро» и этот новый фильм художественными произведениями высокого накала, на грани допустимого. Должна же быть такая грань в искусстве. Других фильмов режиссера я внимательно не видел, не могу о них сказать.
Как и в «Городе Зеро», предметом фильма в «Ядах» является катастрофа, слом порядка и превращение его в хаос. Видно, что сам режиссер и его соавтор по сценарию А.Бородянский обладают обостренной чуткостью по отношению к этому явлению и мощной способностью превратить его в художественные образы. Из того, что доступно не слишком эрудированному зрителю, я бы только с Кафкой мог сравнить - при том, что у Кафки конструкции гораздо более абстрактны, их построить легче.