|
От
|
Pout
|
|
К
|
Pout
|
|
Дата
|
03.05.2001 15:22:11
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
диалектика активности и пассивности в обучении
Конечно, в предыдущем постинге - только начало темы о соотношении активности и пассивности в воспитании. Но наверняка оно производит впечатление черсчур прямого огрубления, поэтому нужно сказать хотя бы пару слов в развитие.
Первые шаги по очеловечиванию в случае тяжкой дисфункции - самые трудные и критичные. Может произойти непоправимое - замыкание развития в "порочный круг2, срыв на одной из стадий. По началу,еще до загорских результатов, у таких детей действительно пытались сформировать первые навыки одной чистой дрессировкой(создание рефлексов типа условного), в лоб. Для создания одной-единственной устойчивой связи (закрепления знакового обозначения предмета)требовалась адова настойчивость - до 8 тысяч "ПРЕДЪЯВЛЕНИЙ" такой связи. Достижения Мещерякова связаны с новыми подходами, основанными на передовых психологических и педагогических концепциях. Постараюсь показать это , используя отрывок текста Ильенкова. Мещеряков, среди прочего, уловил критичную важность момента, когда (в описанном случае)рука ребенка обращается в активную из пассивной безвольной плети или сопротивляющегося педагогу
упорного контр-дейтвия.
==========цит===============
"Понимая эту коварную диалектику превращения активности взрослого в собственность ребенка, Мещеряков всегда неукоснительно требовал от воспитателей и педагогов загорского интерната величайшей внимательности и серьезнейшего уважения к малейшему проявлению самостоятельной активности маленького человека на любом этапе его приобщения к человеческой культуре. Иначе нельзя! иначе вам так и придется всю жизнь опекать воспитанника, буквально водить его за руку. И вовсе не только в таком простом деле, как еда с помощью ложки и вилки. Он так и останется безвольным и послушным орудием чужой воли и разума, а своих собственных не обретет.
Могут сказать(и говорят) - это у слепогухонемых так, а в"норме" - все иначе. Да, все иначе - но только по видимости, на поверхности явлений. Например, известно, что психика зрячеслышащего ребенка оформляется гораздо раньше, чем он научаетися осваивать мир своими руками. Отсюда и возникает иллюзия, будто они развиваются независимо от работы рук и до нее- вот вам и "фактическое" основание для идеалистических теорий"пробуждения души". На самом же деле, что превосходно обнаруживают опыты Дж.Брунера, и в этом случае базой развития психических функций младенца остается работа рук, только не его собственных, а рук матери, которыми он очень рано научается управлять, командовать, заставляя их делать именно то, что ему нужно... Но они прежде делают то, что ему нужно, и управляет он ими в пределах того, что они и без его команд делали и до актов "управления"с его стороны осуществляли.
Вот эту-то иллюзию,получающуюся в результате "переворачивания"последовательности
явлений на поверхности процесса.(смотрят на младенца и не смотрят на то, что делает его мать), и рассеивает наблюдение над развитием слепоглухонемого, где это"переворачивание"исключено. Тем самым развитие слепоглухонемого открывает и тайну подлинной последовательности явлений этих двух рядов - предметно-практической деятельности рук и "чисто психической"деятельности мозга, якобы от них независящей"(Э.В.Ильенков "Откуда берется ум" - очерк про опыт загорской школы)
==================