От Александр Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 26.04.2001 14:42:41 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Либерализм; Школа; Культура; Война и мир; ... Версия для печати

Re: Для развлечение...

> Вообще, похоже, что трудно живущие дети, какими мы были сразу после войны, легко сходятся для помощи друг другу, но безжалостны к чужакам. А может, и не только дети. Сейчас у нас этого пока не чувствуется, и не надо бы нашим новым «богатым» сплачивать «бедных» таким чувством.

"Богатым" - не надо. Надо бедным. И для разборки с богатыми, и чтобы жить приятно. Чтобы не хотелось корчить из себя индивидуалиста.

> Вообще, мне кажется, наша классическая школьная программа, по которой мы учились, была очень хорошей. Она так была построена, что неявно давала как раз способ познания, нить для собственных рассуждений.

Я в это уперся физически, пытаясь учить свою дочку в штатах. Дело даже не в том что она не научалась, а в том что я сам чувствую что несу чущь. Правильную, конечно, но чушь. С советским учебником все пошло как по маслу. Навыки - это одно, а рассуждение - совсем другое. Удивительно сильно проявляется даже в математике для первого класса.

>Я думаю, она стала бы еще лучше, если бы эту ее часть сделать более явной. Если бы учителя объясняли ученикам, что думать – это тоже труд, и навыки его надо специально осваивать и отрабатывать. Этой простой вещи почему-то не говорят, а сама она в голову мало кому приходит. Но к 80-м годам и саму основу программы, по-моему, сильно подпортили. Я смотрел, как мои дети учились, и расстраивался.

А когда меня отдавали в школу в 1979 директрисса так и заявила родителям на собрании - мы готовим учеников в ПТУ. Видать уже тогда дорвались до власти какие-то гайдарушки. Школа всегда готовит рабочих, но, очевидно что в конце семидесятых решили, к тому же, что рабочий должен быть тупой.

> Это была огромная роскошь – товарищи доверчиво выслушивали объяснения «помогающего», задавали ему вопросы, заставляли прилагать усилия.

Этой роскоши моя дочь лишена. Разговоры об учебе среди американских детей считаются неприличными. "I don't care." Учеба - для учительницы. Они даже перерешать неверно решенную задачу не могут. "Я уже решил." Во многих семьях проблема - "учительница сказала" становится главным аргументом. Ребенок порет какую-то чушь, не слушает родителей, хоть у них ученые степени - "учительница так сказала". И это не авторитет, а голая власть.

Мы ненавязчиво указываем дочке на учительские ошибки. По дороге домой суем ей нарочито сердито листок с ее домашней работой, исчерканый учителем, требуя сделать работу над "ошибками". Конечно нехорошо подрывать авторитет учителя, но на войне как на войне. И "правовое самосознание" вырабатывает. Жена зашла в школу по поводу двойки по поведению и штук пяти несуществующих ошибок. Двойка по поведению была за то что дочка ходила за учительницей, спрашивая куда положить тряпку, которой она стирала с доски. Учительница написала домой грозную записку: растолкуйте, мол, дочке что учительница это не мама. Вот на следующий день обсуждает жена с учительнице "ошибки", а в завершении разговора учительница спрашивает у дочки:
- Ну что, объяснила тебе мама что учительница это учительница, а не мама?
Дочка насупившись отвечает
- А в домашней работе пять ошибок!
Мама бы такой глупости не сделала бы, это точно. Заслужить авторитет такому учителю невозможно, а добиваться его насилием, как обычно, в случае с моей дочкой тоже пустая затея.

Один из самых полезных результатов - разделение школы и науки. В других семьях родители жалуются что научили ребенка, например, складывать двузначные числа, ребенок пошел в школу и через некоторое время наотрез отказывается складывать двузначные числа дома: "В школе этого не надо". У нас проблем нет. Дочка складывает в уме дроби, приводя их к общему знаменателю, а надо ли это в школе ее не волнует. Вот такая партизанская война.

> В этом смысле система оценок даже была вредна.

Зато она была полезна во всех остальных смыслах. В штатах об отмене оценок много говорят. Однажды я попросил у дочки критики по этому вопросу. Догадалась, умница, что детишки тогда совсем не смогут узнать хорошо они учатся или нет, и если нет не начнут больше стараться. Потребовался только один наводящий вопрос: зачем вообще нужны оценки.

> Мне лично повезло, что я такую четверку как раз и считал двойкой – сам видел, что не понял темы.

В штатах хуже. Тут применяют бессовестную лесть.
- Мама, мисс Ева поставила мне "Super"!
- Хорошо, а ты мог бы получить более высокую оценку?
- "Stupendous", "Outrageous", и "Magnificient" - все выше.

Вы четверку считали двойкой, а тут двойку называют "Super".

>Живет мальчик в бараке, а сидит на бархатном кресле у мраморной стены, смотрит на сцену. Таков был его быт. Когда человек привыкал быть в такой обстановке, это его сильно поднимало. Я бы сказал, что у нас тогда было очень развито правовое сознание – вернее, сознание наших прав.

Я для этих целей использовал роскошный кампус Райсовского университета. Гуляю по огромному парку мимо разбросаных там и тут особняков-факультетов и беседую с дочкой на возвышенные темы. Время от времени заставляю читать вывески с названием факультета, рассуждаем чему там учат. А вообще же основное развлечение - магазины. Кино - 6$ с носа, и там все хрустят попкорном, театры и музеи убоги, за исключением музея натуральной истории, но и там полно компьютерно-игровых экспонатов, около которых и роятся детишки.

> Но все же центром нашей детской жизни у всех была семья.

Тут против семьи развязан настоящий геноцид. Начиная с телевизора, который занимает все свободное время американца, и кончая уроками полового воспитания в школе.

> А вот попроще – наши семьи тогда были расширены, раскрыты. Часто люди ходили друг к другу, могли и поесть, и запросто остаться ночевать. Всегда было что-то наготове, чтобы постелить на полу. Это было общее свойство, и это очень облегчало жизнь в тяжелую минуту.

Да и просто жить приятнее.