>>Основа иррелигиозной критики такова: человек создает религию, религия же не создает человека.
>
С точки зрения Православия, как православный человек Вам замечу, что Маркс прав относительно всех религий, за исключением ортодоксального христианства и иудаизма времен Первого Пришествия Христа. Действительно, все другие веры - творение человека.
>Вот это положение как раз и оспаривает С.Г., основываясь на концепции современной антропологии. Без религии, без общего мировоззрения не может существовать общество (оно распадется), а значит, и не создастся (не воспитается) человек. Религия именно _создает_ человека и то, что человек сумеет сделать дальше, как раз ею и определяется. Можно даже сказать, что без религии не возник бы современный человек, т.к. определенный период его возникновения просто не мог обходиться без полностью религиозного мышления.
>Вот этой "обратной" (вернее, напротив, прямой) связи Маркс как раз и не замечает.
Все, на мой взгляд, не так просто. Почему-то принято упускать следующую мысль Маркса: "Атеизм в качестве снятия бога, означает становление теоретического гуманизма, коммунизм в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма; другими словами, атеизм есть гуманизм, опосредствованный с самим собою путем снятия религии, а коммунизм - гуманизм, опосредствованный с самим собою путем снятия частной собственности. Только путем снятия этого опосредствования, - являющегося, однако, необходимой предпосылкой, - возникает положительно начинающий с самого себя положительный гуманизм.
Но атеизм, коммунизм, это - вовсе не бегство, не абстракция, не утрата порожденного человеком предметного мира, не утрата принявших предметную форму сущностных сил человека, не возвращающаяся к противоестественной, неразвитой простоте нищета. Они, наооборот, впервые представляют собой действительное становление, действительно для человека возникшее осуществление его сущности, осуществление его сущности как чего-то действительного (К.Маркс. Экономические рукописи 1844 года. К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений, с.637)". Маркс совершенно четко говорит о том, что религия является "необходимой предпосылкой", что противоречит тому тезису, что выдвигает СГКМ. Маркс поясняет, что наступает момент, когда иллюзии, то есть ложные верования, должны быть отброшены. Но с этим согласится и православный человек. Мне уже приходилось приводит на форуме цитату святого Григория Нисского (4 век!), одного из учителей Церкви, в которой он прямо говорит, что для большинства людей Бог - это фантастическое отражение земного мира: ""Всякая тварь обширностью своего воззрения не может выйти из самой себя, но всегда в себе пребывает и, на что ни смотрит, видит себя, хотя и думает, будто видит нечто высшее себя, однако не имеет по естеству и способности смотреть вне себя" (Флоровский Г. Флоровский Г. Восточные отцы IV-VIII веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1999. С. 137)". Тут необходимо заострить внимание на том, что никогда марксизм не призывал расправиться с религией насильственным путем, как это делал господин Дюринг, троцкисты и хрущевцы: "Религия сама по себе лишена содержания, её истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности, теорией которой она является, она гибнет сама собой (там же, с. 252)". С этим, поскольку речь идет о ложных верованиях согласно и Православие. На сайте "Христианский социализм как русская идея" http://chri-soc.narod.ru/ из пыльных церковных библиотек выложено на обозрение всего мира истинное учение православной Церкви о собственности, суть которого можно выразить несколькими словами: коммунистическое устройство православного общества - путь в Царство Божие. Вот когда начнется дествительное переустройство общества на коммунистических началах, тогда и узрит человечество лицо Бога. Пока же внутри Православия сформировалась секта фарисеев, на словах призывающих возлюбить Бога и ближнего своего, а на деле пооддержавшая разрушителей России, расхитителей ее общественного достояния. Эта секта служит языческому миру, язычникам, тем, у кого "бытие определяет сознание": "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Матф.6:31-33".
"Положительный гуманизм", о котором говорит Маркс, - это любовь к ближнему своему. Как нетрудно заметить, он ещё имел ввиду и то, что существует "отрицательный гуманизм", что никак не хотят замечать православствующие фарисеи. Именно этот "отрицательный гуманизм" с частной собственностью и насаждается нынче в России. Лучше было бы для отрицательных гуманистов, то есть демократов, так и оставаться в "необходимой предпосылке", а не превращаться в бесов. Человек, лишающийся поддержки "необходимой предпосылки", становится либо отрицательным гуманистом, то есть бесом, либо положительным гуманистом, то есть Ангелом. Отрицательный гуманизм и частная собственность - это дорога в страну Денницы, положительный гуманизм и коммунизм - путь к Богу. Именно здесь заключатся тайна приобщения человека к Божескому естеству: " Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2Пет.1:3,4)". Коммунизм, положительный гуманизм - это путь удаления "от господствующего в мире растления похотью". Двигаяся по этому пути, человек начинает видеть Церковь и Бога. Именно это видение и случилось в октябре 1993 года, в осажденном здании Верховного Совета РСФСР: коммунисты, вошедшие на Жертвенник Белого Дома Советов, узрели Церковь и Христа и понятны стали слова Писания: " Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес (Пс.84:11,12)"...