"Нам бы монетизации побольше"
http://www.izvestia.ru/community/article1091528
Социологи окончательно разошлись в своих оценках состояния общественного мнения по вопросу монетизации льгот. 50% россиян считают эту идею в принципе правильной, утверждают ученые из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), эксклюзивно предоставившие данные своего последнего опроса "Известиям". Проведенное в те же дни (21-24 января) исследование "Левада-центра" принесло совсем другую цифру: идею монетизации одобряют только 33% граждан. Только в одном ученые единодушны: сегодня пострадавшие в результате реформы россияне больше всего хотят от государства дальнейшего увеличения социальных выплат и проявления уважения к их мнению.
- Саму идею монетизации поддерживают почти 2/3 пенсионеров, которые на собственном опыте осознали эфемерность существовавшей раньше системы социальных льгот ("я ходило бесплатно выписывать лекарства, а в аптеке мне их никогда не выдавали, приходилось платить"), - заверил "Известия" генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Главная претенция граждан очень простая: закон-то хороший, нам бы монетизации побольше.
Материалы фокус-групп, которые ВЦИОМ провел за последние недели в сохранившей большинство льгот Москве и таких передовых регионах социального протеста, как, как Московская область и Санкт-Петербург, показывают: 100%-м решением "льготного кризиса" и проблемы льгот вообще россияне считают радикальное увеличение пенсий - минимум до 5 - 7 тысяч рублей. Вот лишь два характерных высказывания:
- В США пенсионерам хватает денег путешествовать по миру, а нашим нечего есть, поэтому у нас одних и есть льготы;
- Изначально реформа правильная, для проведения этой реформы надо увеличить пенсию старикам, а потом убирать все эти льготы.
Не в меньшей степени, чем материальные осложнения, протест людей вызвало то, что с ними не посоветовались, как говорят пенсионеры: "неуважение проявили".
- Формально о законе рассказали всем, 8% россиян, что бесперецедентно много, вообще заявляют, что они прочитали текст закона, - говорит Федоров. - Но неподговленность всего агитпропа к точечному, прямому общению с представителями конкретной социальной группы, на которую реформа рассчитана, сыграл очень негативную роль.
По мнению ученого, к институтам демократии пенсионеры "не привыкли и не воспринимают Думу, как орган, где представляются их интересы". А старые, еще советские формы коллективного обсуждения государственных решений (профкомы, месткомы, парткомы, до которых доводили сверху доводили и где активно обсуждались решения партии и правительства), не работают. Поэтому многие люди, прежде всего старшего возраста, воспринимают как обиду то, что решения власти доводят до них через СМИ, а не предметно объясняют при личном общении.
Именно обидой социологи во многом объясняют тот факт, что 37% граждан соглашаются с утверждением "этот закон с самого начала носил антинародный характер". В то же время лишь 12% опрошенных считают, что монетизация льгот "ведет к свертыванию социальной политики государства". Большинство населения еще оставляет власти шанс на исправление.
- Сегодня уже немногие ожидают, что закон отменят, люди ждут увеличения размеров выплат и правительство уже частично выполняет эти ожидания, - считает Федоров.
В данном случает его слова подтверждают (хотя и не безоговорочно) цифры конкурентов ВЦИОМ из "Левада-центра". Только четверть опрошенных настаивают на том, что закон ? 122 нужно отправить в мусорное ведро и "вернуть все, как было". 68% респондентов предлагают в той или иной степени подкорректировать недодуманное решение. Степень "кровожадности" граждан также не следует преувеличивать: лишь каждый пятый настаивает на отставке правительства, хотя главным виновником кризиса респонденты ВЦИОМ и "Левада-центра" единодушно назвают кабинет министров.