>Это дискуссия образца середины 90х. Как я понимаю, повторной публикацией этих текстов Сергей Георгиевич хотел показать, что эти вопросы поднимались еще 10 лет назад, и ничего принципиально нового сейчас не заявлено.
Если вы считаете, что между тем что я подчеркнул в статье и тем, что пишется сейчас нет принципиально никакой разницы, то мы говорим на разном языке с минимальными шансами понять друг друга.
>Но главное то, что проблема "рассосалась" за эти 10 лет сама собой.
Тогда зачем её ворошить?
>В 90е догмы истмата, усвоенные в советской школе/вузе, были еще крайне сильны практически у всех, даже у тех, кто был настроен антикоммунистически.
Каждый усваивает что может. Диалектики и у Гоббса видят дилектику, догматики и у Гегеля с Марксом видят только догматику. Это проблемы набора символов. Если в вашем языке кроме символов догм других нет, вы не увидите ничего кроме догм.
>Например, схему "базис-надстройка" и Гайдар использовал, считая, что главное поменять "базис" (любой ценой ввести частную собственность через приватизацию), а остальное "приложится", и будет в России капитализм, а то и "развитой капитализм" (если приватизировать не менее 90%).
Гайдар не являлся субъектом экономической политики и никогда не претендовал на эту роль. Что и как он объяснял "для себя" не имеет особой роли.
>Не даром этот деятель, насколько я помню, работал когда-то в журнале "Коммунист".
А Сергей Георгиевич не напомните где работал в то же время?
>Сегодня тема исчерпана. Ни в школе, ни в вузе истмат не преподается. Даже на гуманитарных факультетах в России о марксизме часто практически не говорят, и экономику, естественно, не по "Капиталу" изучают.
Это не так. Даже в РГГУ Маркс вопринимается вполне нормально. Не из-за теории пролетарской революции, ессно - а как ученый, философ, создатель оригинальной философской системы.
>Молодежь "языка истмата" не знает, т.е. здесь и "преодолевать" нечего.
Так молодежь вообще мало что знает. Как только начнет что-то знать, мимо идей истмата - не пройти.
> Догм истмата в сознании современного поколения нет, и обращаться к нему на этом языке было бы даже недепо. В сознание молодежи "накачано" много других догм, которые преодолеть, возможно, даже труднее, но проблема истмата исчерпана, хотя "призрак истмата" еще иногда бродит на этом форуме.