От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.01.2005 19:59:40 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

фрагменты

фрагменты


> Мы постоянно оказываемся в ситуации утраты чего-либо - то лишаемся старого коммунистического формата, а до этого 80 лет назад мы
потеряли царя и Отечество. Сейчас государство еще на самом деле не определилось. Не определилось с тем, что предложить школе, какие
установки. Православное самодержавие и народность? Демократия, толерантность? Какие ценности нам предлагать? Само государство еще не
осознало своей позиции. Я думаю, что государство в первую очередь будет слушать не руководителей конфессий, не Министра обороны, а
прежде всего сообщество, для которого важнейшая проблема - качественное образование.
> Качественное образование на самом деле - очень интересная штука. Потребитель может не только измерить, но во многом и
сформулировать и предъявить свои запросы образованию; учитывая всю совокупность измерителей, сформировать сильное, достаточно
однородное образовательное пространство, не выталкивающее из себя какую-то группу людей, которая несовместима с генеральной линией.
> Потребительское представление о качестве школьного образования сегодня сильно сужено и определяется, пожалуй, только одним:
поступлением в престижный вуз. Я, честно говоря, других измерений не вижу, и в этом большая проблема. Потому что наша школа
выстроена как ступень к следующему образованию, как инструмент карьерных достижений. И другая проблема - качество оценки. Мне
кажется, все критерии у нас либо расползлись, либо перестали работать. Рухнула система взаимной оценки - в руинах оказалось все:
школы, классы, учителя. Единственный аргумент и оправдание тотального падения: "Платят-то как! Давайте вначале об оплате поговорим,
а потом об обучении". Само сообщество себя так оценивает : сначала деньги, об остальном поговорим потом. Разнобой, разнородность,
нестыковка сигналов, идущих от школьного сообщества, какое-то стихийное сосуществование мертвых элементов и новых, живых - сегодня,
на мой взгляд, еще одна нерешенная проблема.

> Более того, когда я услышал, что государство должно определить требования, я, признаюсь, вспомнил выражение одного руководителя
государства, сказанное лет 70 назад. Оно звучало так: "Я горжусь тем, что каждый день и каждый час знаю, на какой странице открыты
учебники у всех учеников нашей страны". Не буду напоминать вам его имя. Я б очень не хотел, чтобы мы возвращались в ситуацию, когда
государство будет знать, на какой странице и в который час открыт учебник.

> В. Фертман, директор Столичной гимназии: Уважаемые коллеги, все, что мы сейчас переживаем, связано с важнейшей проблемой
образования. Это несоответствие нынешнего содержания образования потребностям времени. Мы учим абсолютно не тому, чему мы сегодня
должны учить. Наши стандарты наполнены схоластикой. Я имел несчастье участвовать в группе по созданию стандартов по литературе. Это
невозможно. Потому что те задачи, которые ставятся перед разработчиками стандартов, априори не имеют никакого отношения к будущему
нашего образования. Мы нагружаем детей огромным количеством информации, не давая им инструментария для добычи этой информации. Это
первая проблема и самая главная. И вторая проблема: а кто, собственно, должен будет учить. Мы почему-то забываем о кадровом
коллапсе, который существует в системе образования. Мне здесь трудно говорить о провинции. Я могу сказать, что в Москве кадровый
коллапс наступит через пять лет. Это дата не случайная - это четкий расчет того, что происходит. Посмотрите, кто сейчас приходит в
школы. Я не говорю о качестве работы педагогических вузов. Начнем с того, а кто идет сейчас в эти педагогические вузы - сейчас,
когда мы ниже плинтуса опустили статус учителя. Мы ничего не можем дать педагогическим вузам. Если к нам приходят серые учителя, то
мы можем выпускать только серых учеников.
> Первое, что нужно сделать. Нужно жесточайшее реформирование содержания образования. Вот замечательная фраза: давайте на 25%
сократим базовый объем. Да не сокращать нужно, а надо как бы отодвинуть все в сторону и создавать все с нуля. А что мы делаем? Мы
берем "простыню" с перечислением единиц и начинаем работать ножницами и клеем. Тут отрезали, там приклеили. Это ни к чему не
приведет.

> В. Филиппов: Несколько слов о стандартах. Действительно, надо менять коренным образом содержание работы в школе. Вы хорошо
помните, в первые мои годы работы в Министерстве бывший министр Днепров меня бил в каждой газете: "Нужны новые стандарты, нужна
новая либеральная школа!" И я его человека поставил во главе разработки этой системы. А теперь спрашиваю: кто загубил подход
Днепрова? Загубило профессиональное сообщество учителей. Оно не готово оказалось к новым стандартам по географии, биологии, химии.
Оно загубило - и только оно. Не вузовское сообщество, не общество, люди, население - они ни при чем. Загубило профессиональное
сообщество директоров и учителей школ. И вот результат. И Днепров сдался. Такой либерал, такой демократ был.

> А. Тубельский, директор "Школы самоопределения": Образовательное сообщество никому не нужно. Обходятся без всякого сообщества. И,
как правило, мы обсуждаем те документы, которые уже приняты. Решение коллегии - а мы хотим не решение, а его проект. Я возглавлял
разные ассоциации - кто нас слушал? Когда мы перестанем лукавить?
> Второе. Сегодняшние реформы ориентированы на высшую школу. Мы обязательно должны подготовить специалиста. И мы давно уже не
обсуждаем, что есть общее образование. Правильно ли его рассматривать только как ступень к высшему?

> Я могу сказать, что за последние 10-12 лет, в том числе и в присутствующих здесь школах, и во многих российских регионах создано
громадное интеллектуальное богатство, которое, к сожалению, не востребовано. Оно создано не потому, что был на это государственный
заказ, а потому что людям это было интересно. Кроме того, люди, которые этим занимаются, научились использовать совершенно
альтернативные, но вполне легальные экономические и интеллектуальные механизмы для того, чтобы система образования сегодня еще
функционировала. Я думаю, что ей в нынешнем ее состоянии осталось жить недолго - к сожалению.

> Я очень все-таки надеюсь, что государственная сторона будет читать не только то, что будет структурировано и параметрировано. А
идей
> появляется сейчас очень много. Если же будет провозглашен принцип работы только с организациями и структурами, то мы не решим
наших
> общих проблем.
>
> Е.Пенская: Спасибо всем. Буквально одна реплика перед закрытием занавеса. "Русский журнал" собирается продолжать проект. Один из
> следующих этапов - создание сетевого директорского клуба, в который войдут представители разных регионов. Для нас это очень
> интересно, очень важно. Потому что создание единого образовательного пространства сейчас очень актуально.
>
>
>