На книжных лотках, где продается крутая антиправительственная литература, время от времени можно встретить пять довольно тонких книжек весьма легкомысленного вида. На обложке верхней книжки - девочка с косичками, что-то с увлечением рисующая. А рядом - внимательно смотрящий на девочку кот. И название у книжек крайне аполитичное: "Плутишкина сказка", части 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я. Молодой коммунист, мечтающий о баррикадах, с большим удивлением отложит это издание в сторону...
Напрасно!
"Плутишкина сказка" В. Озерова... Как говорится в аннотации на первой странице "Сказка о дружбе и любви, о достоинстве, долге и верности, мире и войне, жизни и смерти. И о том, что между сказкой и жизнью, если приглядеться, не такая уж большая разница."
Ухаживая за девушками, юноши дарят им цветы, колечки и угощают разными вкусностями. А очень талантливый юноша, который, по современным российским меркам, не совсем от мира сего, может подарить предмету своих воздыханий... сказку. И сопровождать любимую девушку в путешествии по Сказочной территории, приняв образ, ну, например, Радужного Кота. В этой сказке любимая учительница превратится в Королеву, лучшая подруга Кузя проявит свои таланты в качестве поварихи Герцога Бульонского и Паштетского. И произойдут всякие разные события, постепенно приобретающие политический оттенок.
В один июльский день, гуляя вместе со своей собакой Роной по Черноморскому бульвару и читая на ходу волшебную сказку, Плутишка стукнулась лбом о дерево и... оказалась на Сказочной территории. Там она встретилась с веселым и мудрым Радужным Котом, рыцарем ночного дозора Альтерэго, посетила благоухающий кулинарными ароматами замок Его Светлости герцога Бульонского и Паштетского, побывала в гостях у Королевы и у художницы Марины Зеленой, pазнесла письма без адpеса, полученные у почтальона пана Кольбабы, помогла отстоять от врага Город Высоких Башен (за что была возведена в рыцарское звание), а в заключении первой части прикоснулась к Радуге.
Что это? Российский вариант "Алисы в стране чудес"? Остроприключенческая сказка, каких немало? Нет, не только. В сказке есть и второй, и третий пласт.
Уже в первой части, содержание которой изложено выше, намечаются линии, которые взрываются в четырех последующих частях, когда Плутишка, вновь попав на Сказочную территорию, воочию видит распад Соединенного Сказочного Королевства (ССК), разорванного на куски властолюбивыми местными герцогами.
"Мало в какой стране нет никаких проблем. Были они и в Соединенном Сказочном Королевстве. Король и его чиновники, как и повсюду, не были ангелами без крыльев и далеко не всегда, к сожалению, являлись образцом добродетели и служения стране, а народ в Королевстве, хоть и жил в достатке, но во многих соседних землях люди жили куда богаче - скажем, в герцогстве тех же де Маликорнов, где властители, грабя соседние страны, бросали часть награбленного народу, покупая этим его преданность и повиновение.
На всем этом и сыграли заговорщики. Нанятые ими люди стали кричать на всех углах, что королевская власть преступна, что она отнимает у людей все, что они зарабатывают, и что если бы не эта жадная власть, все жили бы как в стране де Маликорнов. О том, что богатство де Маликорнов основано на грабеже, об этом помалкивали, а если кто-то пытался напомнить об этом, то в него тыкали пальцем и кричали: "Не слушайте его, это королевский шпион!"
............................................................
Когда орущие толпы на площадях стали достаточно велики, а солдаты достаточно оплеваны и сбиты с толку - мятежные герцоги провозгласили, что король низложен, а их герцогства отныне свободны и суверенны.
На площадях по этому поводу закричали "Ура!" и тут же бросились растаскивать имущество Короны, причем усерднее всех грабили те, кто обвинял в корыстолюбии короля и его чиновников."
И начинается другая сказка, хорошо знакомая всем нашим соочественникам. Даже и тем, кто никогда не слыхал о книге В. Озерова. Странно знакомые черты проступают вдруг в портрете герцога Гросландского, требующего рассола у начальника собственной охраны; в портрете герцога Сурского, в прошлом королевского министра (каких именно дел - не уточняется), немало потрудившегося на этом посту для развала ССК; в портрете храброго и решительного генерала Свона, авторское отношение к которому меняется от безусловно положительного в начале до весьма осторожного в конце. А уж истории о боях на реке Нис, о роспуске герцогом Гросландским Стражей Закона, последующей обороне Белого Замка и расстреле его защитников, о кровопролитной войне в горах Техады таковы, что сразу и не поймешь, где все это происходит: то ли на территории бывшего ССК, то ли на территории бывшего СССР.
Сказка превращается в политический памфлет, дающий нелицеприятную оценку современной Российской действительности.
Но и таких книг немало. Лишь очень ленивый человек не ругал бывшего герцога Гросландского. Конечно, ругали его большей частью не столь художественно, как в "Плутишкиной сказке". Зато с чувством. Но ругань в адрес августейших особ интересна читателям лишь до тех пор, пока особа находится на троне. А "Плутишкина сказка" имеет все шансы остаться в веках. Ибо главное в ней - не правившая до недавнего времени в Гросланде недостойная персона, а Вечные Темы: Жизнь, Смерть, Любовь, Дружба, Солидарность, Честь и Достоинство.
Путешествуя по землям ССК, добрая, но легкомысленная Плутишка начинает многое понимать. Она познает подлинную цену дружбе и любви, постигает мир человеческих отношений. В книге В. Озерова Плутишка играет ту же роль, что и незадачливый поэт Ваня Бездомный в "Мастере и Маргарите". Именно ради этих героев, для того, чтобы они поумнели, и совершает свои разнообразные дела Чистая и Нечистая сила.
В результате всех событий, Ваня Бездомный становится мудрым профессором истории, способным не только описать, но и почувствовать противоречивый путь развития человечества. Плутишка тоже становиится историком! Внутренняя логика обеих произведений закономерно ведет и Ваню, и Плутишку к одному и тому же итогу. После всего, что произошло с героями, им есть о чем сказать людям. Поэтому бездарные стихи Вани и вымученная диссертация Плутишки откладываются в сторону, уступая место действительно глубоким историческим трудам.
Впрочем, некоторые идейно выдержанные читатели, упрекают В. Озерова за то, что он не сделал главную героиню сознательным борцом за Революцию. Но тогда это был бы уже совершенно другой роман.
Что же поняла Плутишка, путешествуя по землям бывшего ССК?
Главное, видимо, даже не в том, что Плутишка сумела разобраться в политических событиях, последовавших вслед за распадом Соединенного Сказочного Королевсства. Это - лишь следствие, причем, наверное, не самое существенное.
Талантливый поэт и один из лидеров РКРП Борис Михайлович Гунько в своей работе "Взлетит ли птица на одном крыле" справедливо писал, что за всеми идеологическими различиями между коммунистами и их противниками стоит лишь одно: разные представления о человеке. Что такое Человек - озабоченное своим социальным статусом жадное, ленивое и трусливое существо, или же Творец, способный быть счастливым, своими руками создавая новый мир? Ученейший академик Н.М. Амосов с одной стороны, и коммунистические литераторы Б. Гунько и В. Озеров с другой, отвечают на этот вопрос по разному.
Человек многолик и поэтому в обеих ответах есть и своя правда и своя неправда. Но первый ответ отбрасывает человека назад, в лужу, где с хрюканьем барахтаются свиньи, а второй - поднимает вверх и ведет вперед.
Ключевой вопрос, о котором идет разговор в книге - в чем в жизни Счастье. На эту тему размышляет Радужный Кот, запертый в подвале герцога Сурского и имеющий все основания полагать, что жить ему остается очень недолго.
"...И создал Он человека по образу и подобию своему". Он создал, Творец. По образу и подобию Своему. Значит, Человек должен быть Творцом, иначе он предает в себе Главное. Кто-то называет это Главное Богом.
Бог... Он, Кот, умрет закоренелым атеистом. Потому что для него неприемлем образ Вседержителя, у которого "все в руках Божьих". Если все - в Его руках, то за что же отвечаешь ты сам, Человек? Но если называть Богом то Главное, то Святое, что должно быть в каждой живой душе, в которой свет не покорился тьме, тогда, пожалуй, он, Кот, гораздо религиознее тех, кто регулярно бьет поклоны, ставит свечки и вымаливает прощение, непонятно у кого.
.............................
Интересно, что за казнь устроит ему герцог Сурский? Хорошо бы, конечно, к расстрелу - все же как-то почетно. Хотя вряд ли, слишком много чести для какого-то кота. Котов обычно топят в пруду. Бр-р-р! Он уже раза два тонул, и это, конечно, было не слишком приятно. Но в этом “ресторане” не он, Кот, будет заказывать...
Хорошо бы Плутишка ничего не узнала - пропал себе Кот и пропал, и все...
................................
А вот интересно было бы посмотреть на физиономию герцога Сурского, если б тот узнал, что он, Кот, сейчас счастлив. Да, да - счастлив! И не только потому, что умирает за Стоящее Дело. Он вообще очень счастливый Кот. Впрочем, все это, видимо, где-то за пределами понимания герцога Сурского и многих других тоже. Они спутали счастье с довольством и никогда не узнают, какое оно, счастье. И расказывать им об этом этом - все равно, что толковать о радуге слепому от рождения. А он, Кот, знает...
Ему вспомнился Торнский мост, как они вдвоем лежали за горящим танком лейтенанта Грея, кусая кулаки от бессилия, и вдруг услышали за спиной рев мотора. Танк Лема он узнал сразу - старая машина, черная, как ночь. У него перехватило горло и на несколько мгновений все стало зыбким и нечетким, - но это было счастье. И они, все трое, поднялись в полный рост... И потом, когда они мчались, крича, за танком, гоня ненавистного врага - это тоже было счастье...
Но разве только это? Вовсе нет. Гораздо больше было совсем других минут - в счастливых мирных городах, когда удавалось что-нибудь СДЕЛАТЬ, когда на чьем-то лице улыбка сменяла печаль или слезы. И были друзья, много друзей, и все - настоящие. И еще, конечно же, была самая лучшая на свете Плутишка, и он был ужасно счастливым Котом всякий раз, когда ее видел. И когда она держалась за его лапу или трогала его за уши, он был тоже счастливым Котом. И когда она его воспитывала, выговаривая ему за "несносные кошачьи манеры" - он был тоже счастлив...
.............................
Думая об этом, Радужный Кот незаметно уснул. Снилась ему, конечно же, Плутишка. Как они вдвоем гуляют под цветущими каштанами в столице Минланда...
Радужный Кот спал и улыбался во сне."
Первая часть программы счастливой жизни реализовалась в полном объеме. А вторая, увы, нет. Любовь Радужного Кота к Плутишке так и осталась любовью без взаимности.
Плутишкина сказка - это еще и прекрасная книга про Любовь.
Что же это такое - Любовь? По этому поводу в науке есть две точки зрения. Первая заключается в том, что любовь - это механизм, позволяющий выбрать брачного партнера, с которым удастся произвести на свет наиболее приспособленное потомство.
Еще в прошлом веке эту точку зрения убедительно раскритиковал выдающийся философ Владимир Соловьев. Он справедливо заметил, что Любовь, как правило, бывает несчастной и поэтому появлением приспособленного (а равно и неприспособленного) потомства не заканчивается. В не совсем удачной религиозно-глубокомысленной форме В. Соловьев предложил сильную альтернативу традиционным взглядам. Эта альтернатива исходит из того, что любовь обеспечивает не столько размножение, сколько психическое развитие человека.
Похоже, что В. Соловьев был значительно ближе к истине, чем его оппоненты, стоящие на позициях ортодоксального дарвинизма. Любовь - по-видимому, почти единственная сила, способная заставить человека совершить крутой поворот, вырваться из рутины повседневной суеты и начать новую жизнь. Как говорят ученые люди: перейти через линию бифуркации.
Надо думать, именно поэтому у обывателя двадцатого века (как, впрочем и других веков) любовь вызывает раздражение и стремление поскорее заменить ее "безопасным сексом". Приятнее, и, главное, спокойнее. Именно поэтому наши закадычные друзья из Герцогства де Маликорн так заботятся о сексуальном просвещении российского юношества: у человека, променявшего в юности Любовь на безопасный секс, вряд ли найдутся силы и даже желание изменить свою жизнь - вдохновения не хватит.
Как, наверное, сказал бы по такому случаю Лев Николаевич Гумилев: Любовь - это форма проявления и, одновременно, механизм формирования пассионарности. На многочисленных примерах "Плутишкина сказка" наглядно иллюстрирует эту мысль.
"И тогда Плутишка увидела, как поднимает людей та сила, единственная на свете, перед которой ничто любое превосходство Зла - переплавленная в Ярость Любовь.
Солдаты поднялись так, словно не было двух неудачных атак, словно не лежали на мосту их сраженные товарищи, словно не ждали их за Нисом выдыхающие смерть пулеметы."
В критической ситуации люди меняются, делая свой выбор. Берется за оружие поклонник гастрономических радостей герцог Бульонский и Паштетский. Храбрым воином становится и склонный (что греха таить) к алкогольным излишествам Предводитель Хунты. И сама озорная трехголовая Хунта находит место в общей борьбе. А рассуждающие на высокоморальные темы Сеньор и Сеньора от борьбы уходят, осуждая обе стороны с позиций абстрактного гуманизма. Становясь, тем самым, лишними людьми, чьи взгляды и чья жизнь по большому счету оказываются никому не нужными и не интересными.
Герои "Плутишкиной сказки" совершают немало героических подвигов. Но они, в отличии от большинства героев массовой литературы как буржуазного, так и советского направления, вовсе не выглядят "крутыми". И в подвале герцога Сурского приговоренный к смерти Радужный Кот размышляет:
“Ах, если бы там, на холме, где они с Альтерэго стреляли в солдат герцога Сурского, можно было, не стреляя, просто сесть и поговорить с ними! Ведь не все же они до последнего закоренелые мерзавцы. Иногда бывает так, что всего одним словом в чужой душе можно пробудить Свет, если хоть одна его искорка сохранилась там, несмотря на власть Тьмы. Если бы так можно было бороться за каждого! Но поздно... Раньше, раньше надо было это делать. Потому что с первым выстрелом слишком много изменяется и вокруг, и в тебе самом.
Каким он был раньше? Он ведь терпеть не мог всяких драк, и даже вид крови на собственной лапе действовал на него очень сильно. Да, теперь все иначе, он сумел победить даже страх смерти, но... Все же он был бы счастлив, если б не было необходимости брать в руки оружие. Никогда и нигде. Но иногда приходится. "Последний довод короля" - так писали на пушках в те времена, когда они еще стреляли маленькими круглыми ядрами. Если задуматься, мысль сама по себе верна - последний довод. Последний! Когда все иное уже испробовано, но оказалось бессильным. Только тогда...”
Герои "Плутишкиной сказки" принципиально не хотят делить мир на хороших людей и злодеев. Плутишке удалось подружиться даже со страшным, похожим на Черную-Черную Тучу Барлогом. Оказалось, что он не такой уж и страшный, а просто любит поспать. И Водяное Чудище тоже хорошее и очень любит пирожки. А волшебный конь Глазастик, который вообще состоит не из атомов и молекул, а происходит из какой-то области суб- и гиперпространственных модуляций комплексных полей - вообще лучший друг Коту и Плутишке. "Разве для меня важно, как ты внутри устроена и из чего сделана? Для меня важно, что ты такая, какая ты есть. И Глазастик тоже..." - говорит Плутишке Радужный Кот, устыдив тем самым антропологов, которые строят свою критику расизма на том, что белые и черные люди принадлежат к одному виду? Разве же в этом дело?!!
Но в романе появляются и настоящие силы зла, с которыми ведут борьбу герои "Плутишкиной сказки".
В американских боевиках и отечественных подражаниях этому жанру "хорошие парни" в одиночку борются с врагами. И, конечно, побеждают. Логика "Плутишкиной сказки" совершенно иная: вместе с героями против Зла восстает буквально все на свете и сама земля горит под ногами у злодеев.
Художница Марина Зеленая пишет роман, в котором вместе с Буратино и его друзьями против перчилийского диктатора Пиноккио сражаются Три Мушкетеpа, д Артаньян, Чиполлино и прочие сказочные персонажи. По такому же принципу построена и сама "Плутишкина сказка". В ней действуют многие персонажи из других книг. Здесь и Снежная Королева, и почтальон пан Кольбаба, и похожий на Черную-Черную Тучу Барлог и целый выводок Карлсонов, которые живут на крыше. А самолет, за штурвалом которого Радужный Кот сражается с фашистами, явно из книг А. де Сент-Экзюпери. Тем более, что взлетает Радужный Кот с английского аэродрома.
“Там, в Манстоне, за сотни воздушных побед его произвели в командиры истребительной авиагруппы. Теперь в каждый боевой вылет он мог брать с собой еще пять самолетов, сам выбирая тех, кто поведет их. Ему было дано даже воскрешать из мертвых и брать с собою тех, кто давно погиб - и в воздухе рядом с ним они снова были живы, ведя свои "спитфайры" навстречу самолетам с черными крестами на крыльях. Кот не мог видеть их лица, но узнавал друзей по знакам на хвостах их машин - они были рядом с ним, они были вместе. Капитан Хикки, погибший в небе Греции на своем старом "Гладиаторе" и маркиз Де Сейн, отказавшийся покинуть свой горящий самолет, потому что у летевшего с ним механика не было парашюта. Не вернувшийся из своего последнего боевого вылета Сентэкс и Леметр, вернувшийся на израненной машине, чтобы сгореть в ней уже при посадке... И Рамирес, который никогда не был летчиком, но был другом Кота и погиб в бою на склоне вулкана Чапаррастике у поселка с красивым названием Пьедра Асуль - Голубой Камень."
Автор "Плутишкиной сказки" чрезвычайно непринужденно включает в свою книгу образы и сюжетные ходы из самых разных произведений самых разных авторов. От А. Сент-Экзюпери до Ю. Дольд-Михалика, автора популярного в 50-х приключенческого романа "И один в поле воин". Это не случайно: Радужный Кот и его друзья - наследники если не всей, то, по крайней мере, почти всей мировой культуры. И ее защитники. За их спиной стоит мощная сила, победить которую невозможно. Ни герцогам Гросланда, Варганда и Сура, ни их заокеанским покровителям де Маликорнам.
Маленькая, но очень многозначительная деталь: положительные герои сказки очень любят книги. И не просто любят, но даже и обожают. Что для современных подростков, вообще говоря, не характерно: компьютерные игры куда занимательнее. Но для Плутишки книги - все равно, что сахарные косточки для ее собаки Роны. Другие же персонажи - не только читатели, но и писатели. Стихи пишут и Радужный Кот, и Малыш. Вдохновляют их на это, разумеется, Прекрасные Дамы: Плутишка и Юная Особа, живущая в доме напротив. А Марина Зеленая пишет целый роман в стиле социалистического реализма лучших времен.
Но главная находка “Плутишкиной сказки” - влюбленный юноша и философ, воин и интеллигент, скрывающийся от Плутишки и читателей под шкурой Радужного Кота. Силой своей фантазии он создает Сказочный Мир и дарит его Плутишке. В мировой литературе очень немного героев такого масштаба. А вернее - всего один герой, умирающий и вновь воскресающий под новыми именами в новых книгах. “Смертью смерти смерть поправ”.
Плутишка снова замолчала, а потом спросила:
- Слушай, Смерть говорила, что ты не раз бывал в ее долине? Зачем?
- Как тебе объяснить? Посмотри на эту траву. Каждую осень и зиму она проходит через смерть - чтобы весною взойти новой травой. И со мной, наверное, время от времени происходит что-то похожее...
И потом... Знаешь, там в Черной Долине, даже в самом ее сердце - я знаю, что сумею вырваться оттуда, и тогда новый, словно омытый июньским дождем мир будет вокруг меня!
В революционной Фландрии 16 века главного героя “Плутишкиной сказки” звали Тиль Уленшпигель, в Бухаре - Ходжа Насретдин. А в Палестине начала нашей эры - Иисус Христос.
Ключевой сценой “Плутишкиной сказки” является встреча Радужного Кота с одним из “архитекторов” распада Соединенного Сказочного Королевства.
- Доннн! - пробили наконец невидимые часы. Доннн!.. Доннн!... Доннн!...
Двенадцать ударов в ночном безмолвии...
В глубине зеркала появилось разгорающееся сияние и вот уже льющийся мерцающийся свет заполнил зал. Сначала это была сплошная стена пляшущего огня, потом пламя опало, открыв сумрчаный сводчатый зал, стены которого были выложены из крупных тесаных камней, и Плутишка вскрикнула - у стены стоял Радужный Кот, прикованый к ней за передние лапы. Перед ним расхаживал взад и вперед, заложив руки за спину, благообразного вида пожилой мужчина в сером костюме-тройке, с венчиком седых волос, вьющихся вокруг лысины, с чуть выпяченными, словно от обиды, губами и с глазами, похожими на оловянные пуговицы.
Плутишка с беспокойством вглядывалась в Кота. Он был, как будто, цел и невредим, но эти кольца в стене, к которым он был прикован...
Взглядл Кота был устремлен куда-то мимо расхаживающего перед ним герцога Сурского.
- Однако вам здорово повезо! - сказал герцог с некоторым оттенком дружелюбия. - Граната, которую вы бросили себе под ноги, уложила чуть не дюжину наших солдат, а у Вас - ни царапины, только контузия и опаленная шерсть.
Радужный Кот ничего не ответил. Похоже, он не считал, что ему повезло.
Вообще следует отдать вам должное, - продолжал герцог Сурский. - Если бы мои солдаты дрались так, как ваши друзья, у меня давно решилось бы множество проблем. Вы не находите?
Радужный Кот усмехнулся.
- Ваши солдаты никогда не будут сражаться так, как мои друзья.
- Вы полагаете?
- Уверен. У нас есть за что умирать, есть то, что для нас дороже самой жизни. А во имя чего идут в бой ваши солдаты? Чтобы грабить. И вы надеетесь, что армия мародеров может превратиться в героев?
......................................
Герцог снова поморщился.
- Послушайте, молодой человек! Насколько я понял, вы - прекрасный боец, я бы мог даже предложить вам погоны офицера нашей армии, но для чего вы лезете в политику. Оставьте это нам. Вы же вообще Кот, какое вам, котам, дело до политики?
- До политики? Решительно никакого. Политика меня совершенно не интересует. Но то, что продолжаете делать вы и ваши сообщники - это вовсе не политика. Это преступление. А при виде преступления, да еще такого масштаба, долг всякого честного гражданина - оказать ему противодействие всеми средствами, вплоть до оружия.
- Вах! Какие красивые слова, мой юный друг!
- Надеюсь, вы не станете отрицать, что за этими словами последовало дело? Полагаю, что нам удалось причинить кое-какие неприятности вам и вашим хозяевам.
Политика? Она совершенно не интересовала меня, пока в стране было спокойно и люди могли жить и работать. Но пришли вы и занялись “политикой”. Если бы все это оставалось на уровне речей в королевском парламенте, мне было бы наплевать, но ваша “политика” обернулась горем миллионов людейи сотнями тысяч мертвых - не “политиков”, а тех, за чей счет вы живете, кто вырастил хлеб, который вы жрете, кто соткал ткань для ваших элегантных костюмов и кто выковал оружие для соллдат, чтобы те защищали свою Родину и свой народ, и которое вы повернули против народа.
Так что это вы заставили меня заняться вашей “политикой”! Остаться в стороне означало бы стать вашим соучастником, и по мне так лучше сложить голову, делая хоть что-то, чтобы остановить вас, чем “не вмешиваться” и жить в том мире без совести и чести, который вы хотите создать на костях людей, мире, где все будет покупаться и продаваться.
К счастью, на этот раз друзья успели спасти Кота..
Вместе с Радужным Котом по землям ССК странствует Черный Рыцарь капитан Альтерэго.
Плутишка снова вздохнула.
- А вы давно знаете Кота? - спросила она.
- Очень! - ответил Черный Рыцарь.
- У вас такоре странное имя... Красивое, но странное... Знаете ли вы, что оно означает?
- Знаю. Альтерэго - “Другое Я”.
- Значит вы - тот же Кот?...
- Не совсем так... “Другим Я” назыывают тех, кто настолько нам близок, что становится как бы частью нас самих. Но можно и чуть иначе - это те, в ком мы находим все то, чего нам не хватает в жизни. Те, кем мы могли или хотели бы быть... И те, в ком мы узнаем самих себя...
Капитан Альтерэго никогда не снимает маску? Почему? Может быть, потому, что его лицо слишком хорошо известно?
- А почему вы стали солдатом, капитан?
- Почему?... Я пришел в этот мир, когда солдаты де Маликорна в очередной раз предали огню и мечу мою Родину. Руины наших городов еще дымились и раны тех, кто в кровавых боях отбросил врага, были еще горячи. И я поклялся на мече моих предков, что не выпущу оружия из рук до тех пор, пока жив хоть один из проклятого рода Де Маликорнов, пока есть те, кто ради собственной выгоды, ради богатства и власти сеет горе и смерть.
Здесь небольшая фактическая неточность. В 20 веке войска герцогства де Маликорн не вторгались на территорию Аргентины. Но это, наверное, не принципиально. Родиной товарища Эрнесто Че Гевара стала не только Аргентина, но и вся Латинская Америка. А по большому счету и весь “Третий мир”.
- Значиит, все же я смертен?..
- Да! Но ты будешь Последним Солдатом, который падет в Последней Войне Света против Тьмы! - Смерть сказала это негромко, но голос ее прогремел в ушах Альтерэго и в глазах его на миг потемнело, если только может потемнеть в глазах в Черной Долине.
- Значит, я могу не беречь себя...
- Как знать... Много раз придется тебе умирать и боль каждый раз будет все та же. Но вновь и вновь ты будешь возвращаться в этот мир...
Погибший в Боливии революционер становится “Вторым Я” для тысяч юношей в самых разных странах мира. Недаром Марина Зеленая как-то назвала Радужного Кота “Команданте Кот”.
Последний раз Радужного Кота видели октябрьской ночью в столице Гросланда среди защитников Белого Замка. После этого Кота не видели...
Но появляется Малыш. После роковой ночи герои романа встречают худенького светловолосого мальчика, ищущего Надежду. И Малыш заменяет Кота. В финале романа именно Малыш бьет в Колокол, призывающий народ Гросланда на улицы. Он сделает то, что не удается даже такому богатырю, как герцог Бульонский и Паштетский. Да еще с помощью капитана Альтерэго. Ибо герцог и капитан - иностранцы, хотя и искренние друзья гросландского народа. Но "Только рожденным в Гросланде повинуется Колокол."
Автор “Плутишкиной сказки” не боится поставить тяжелый вопрос: Почему же погибло Соединенное Сказочное Королевство? И что нужно сделать, чтобы печальная история этого Королевства не повторялась снова и снова?
Иногда мне кажется, что все это - просто дурной сон, - вступил в разговор Оружейник. Неужели это наша страна, наш народ, который всегда был Народом-воином? Почему он так легко позволил превратить себя в стадо?
- Как знать, - задумчиво промолвил Инженер. - Быть может, слабость была в том же, в чем и сила. Народ-воин, народ-армия... Если солдаты чересчур уповают на командиров, они могут отучиться думать собственной головой. И если командиры вдруг изменят...
*
Впрочем, об этом говорится не только в “Плутишкиной сказке”:
Трагедия России в том, что и партаппарат, и КГБ, и армия были полны честными людьми, патриотами, безусловно способными отдать свою жизнь за Родину на поле боя. Но самой советской системой в них были заложены качества, блокирующие их способность к действию в сложной обстановке кризиса, особенно в условиях измены высшего руководства. (С.Г. Кара-Мурза. Опять вопросы вождям. Киев, 1998. с. 303)
А что же дальше?
- Вы собираетесь возродить Соединенное Сказочное Королевство? И снова посадить на трон Короля?
- Короля? Зачем нам старый король, позволивший разрушить нашу страну? И зачем новый - чтобы он сам или тот, кто его сменит в будущем, снова наломал дров и свел на нет все наши труды и жертвы? Ну уж нет! Править будут Мастера. Представь себе -Высший Совет Мастеров! Людей, уважаемых в народе за ясные головы, честный труд и прежде всего, за Мастерство.
Вот, например, Ваше Пушистое Плутишество - оно кто будет по профессии? Ты же не только варенье и плюшки есть умеешь?
- Вообще то я изучаю Историю...
- Ну и прекрасно. Допустим, Ваше Плутишество напишет замечательную книжку по Истории и по этой книжке будут учиться миллионы детишек - и вырастать людьми, которые любят свою страну, свой народ и счастливы быть его частью и трудиться для общей пользы и радости. Тогда все скажут: Наше Пушистое Плутишество - Мастер в своем Деле! Плутишество изберут в Совет Мастеров и оно там будет...
- Следить, чтобы в стране никто не обижал друг друга! - улыбнулась Плутишка.
- А что? Прекрасное занятие! - улыбнулся в ответ Оружейник.
Опорой Соединенного Сказочного Королевства могут быть лишь граждане; обыватели (и те, которые вверху, и те, которые внизу) его рано или поздно погубят. Но короли предпочитают иметь дело с верноподданными обывателями, граждане для них – только помеха. А обывателю жизнь в ССК кажется бедной и неинтересной. То ли дело жизнь в красиво загнивающем герцогстве де Маликорн! Поэтому при случае обыватели легко поддадутся соблазнительной агитации господина Меркачифле и предадут Королевство. В этом то и состоит главное противоречие Сказочного Королевства и его Сказочного Общества.
Еще хуже другое. Королевство не захотят защищать и многие достойные люди. Ибо им важно чувствовать себя гражданами, ответственными за судьбу страны. А не поддакивающими начальству верноподданными. Поэтому в долговременной перспективе Сказочное Королевство обречено на гибель.
Можно ли построить Сказочное Общество без королей? Или, по крайней мере, с чисто декоративными королями, которые царствуют, но не правят. Не в сказке, а в Жизни? Я не знаю. И никто не знает. Но если этого не удастся сделать, будущее Человечества окажется печальным.
В жизни многое пpоисходит не так, как в сказках. Старый геpцог Гpосландский мирно ушел с занимаемой должности "по собственному желанию". Теперь в Гросланде правиит новый, более молодой геpцог, о котоpом мы умолчим.
Герцога Бульонского и Паштетского можно часто встретить в Москве. Он регулярно приезжает из родной Греции в Москву на конференции, проводимые Ассоциацией "Ученые за демократию и социализм". C высокой тpибуны этих конфеpенций он говорит все, что думает о правящих кругах геpцогства де Маликоpн и их гpосландских приспешниках. Да так, что качаются люстpы!
Русоволосый Малыш, в котором легко угадывается Андрей Соколов, выpос. И уже успел дважды побывать в тюpьме.
Генеpал Свон тепеpь не пpосто генеpал, а еще и губеpнатоp. Но стать геpцогом Гpосланда ему так и не удалось. Хотя и хотелось. Но где ж ему было состязаться с таким лисом, как Старый Герцог...
Надо думать, Марину Зеленую часто вызывают в школу, где учится ее Хунта. Творимые Хунтой безобразия давно переполнили чашу терпения школьной администрации. А роман, который пишет Марина, никто, разумеется, не печатает. Невыгодно! Вот если бы Марина писала детективы или порнографию, это было бы другое дело.
Предводитель Хунты регулярно появляется на заседаниях дискуссионного клуба “Диалог”, шокируя присутствующих крепкими выражениями: “Товарищи, нынешний режим - это ...... ..... ......... ...... ............ .......!” . “Ах, уважаемый товарищ, ну как нехорошо Вы выражаетесь!” - отвечает ему с укоризной председатель клуба профессор А.В. Бузгалин.
Коpолевские инженеpы по-пpежнему бедствуют. Ведь пpомышленность стоит и их замечательные разработки никому не нужны.
И - самое горькое. Плутишка никогда больше не встретится с Радужным Котом. И мы тоже. 4 октября 1993 года вместе с другими защитниками Белого Замка Радужный Кот навсегда ушел в Черную Долину. В реальной, а не сказочной жизни, оттуда не возвращаются.
Говорят, что по настоящему Радужного Кота звали Костей Калининым. Он учился в 9 классе московской школы № 294, что стоит на высоком берегу Яузы в Свиблово неподалеку от Радужной улицы. Косте было всего 14 лет...
У Кости Калинина остался младший брат. А младшие братья, как учит нас отечественная история, идут другим путем. Но к той же цели. И в конце концов побеждают!
Подведем некоторые итоги. Есть немалые основания считать, что российские коммунисты создали три сверхвыдающиеся художественные книги для юношества. Это “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Молодая гвардия” А. Фадеева и “Плутишкина сказка” В. Озерова. И однако наряду с выдающимися достоинствами у "Плутишкиной сказки" есть очень большой недостаток. Это - ее тираж. 300 экземпляров! Такие книги должны издаваться миллионными тиражами и переводиться на десятки языков мира. Конечно, коммунисты в деньгах не купаются, но найти средства для издания сказки приличным тиражом, наверное, можно. Тем более, что эти расходы окупятся. Ведь подросток, прочитавший "Плутишкину сказку", вряд ли выберет "пепси" и колониальный капитализм.
Опубликовано в журнале «Коммунист» 2001. № 5 под названием «Радужный Кот и его друзья».
Дополнение к статье: В 2003 году издательство «Голос-Пресс» издало «Плутишкину сказку» в полном объеме (2 тома, 10 частей). Ее можно приобрести за 150 руб. в пионерском клубе на ул. Пырьева, д. 5 или в помещении движения «В защиту детства», Бол. Харитоньевский пер., д. 10.
«Плутишкина сказка» вывешена на сайте движения «В защиту детства»: http://dzd.communist.ru/ozerov/psc.htm
<<< http://left.ru/pn/3/bagotsky3.html