>>Маркс почему-то предполагал,
>>что полностью свободный человек будет свободно развиваться в очень
>>хорошем и правильном направлении. Почему он так считал - я не знаю.
>
>Потому, полагаю, что Маркс понимал, что такое полная свобода и когда только она может быть достигнута. Действительная свобода достигается через свою противоположность — через понимание общественных интересов и осознанное им подчинение. Только тогда у каждого оказывается достаточно возможностей для свободного развития и развитие это не то что не идет вразрез с интересами общества, а, напротив, жизненно ему необходимо.
Не в опровержение, а для лучшего понимания.
Предполагается, что существуют действительные (а не мнимые) "общественные интересы", видимым образом не совпадающие с личными интересами. Согласен. Далее, предполагается, что эти интересы индивидуально познаваемы. Уже сомнительно. Далее, всеобщее понимание общественных интересов должно привести к сознательному подчинению этим интересам. А почему, собственно? Я могу откусить от общего пирога бОльшую долю, или же я могу стремиться к увеличению общего пирога. Не факт, что во втором случае мне достанется бОльший кусок. Тогда в чем мой интерес?
Или альтернатива - коммунизм, когда проблема дележа пирога в принципе отпадает? Подходи и ешь, всегда на всех хватит? Но тогда отпадает не только конфликт личных и общественных интересов, а чуть ли не исчезает само понятие интереса. Ведь осознанный интерес - это когда человек говорит "Мне хотелось бы...". И вот, не успел он договорить, а ему уже подано: получи, ешь. Допустим, так оно и будет. Это будет начало действительной истории человечества - или ее конец?
Примечание: разумеется, я не предполагаю, что в понятие "пирога" входят только материальные блага.