|
От
|
WLD
|
|
К
|
Александр
|
|
Дата
|
26.12.2004 08:48:17
|
|
Рубрики
|
Семинар;
|
|
Re: общий ответ
>Разделять материальную и духовную культуру старая ошибка западных общественных наук. Определяя жизненные мотивации духовная культура определяет и что должно производиться.
По сути я согласен. Материальную культуру определяют как то, что представлено в производимых в ту или иную эпоху предметах - от средств труда до предметов роскоши. Но ценность «материальной культуры» для историка и археолога в том, что он по ней прочитывает ментальной исследуемого общества, его образ жизни и его образ мыслей и чувствований (например, можно прочесть мифические сюжеты по изображениям на украшениях, а это путь во внутренний мир культуры). Я воспользовался «дихотомией» материально-духовное в силу той проблемы, перед которой часто ставят не только меня. Если фундаментальным признаком культуры называть передачу опыта социогенетически (через обучение), то возникает проблема, суть которой в том, что производственная (хозяйственная) деятельность подходит под определение культуры и положение о ведущей роли культуры может быть трансформировано в положение о ведущей роли производства. Правда, затруднение преодолевается следующим рассуждением. Этолог назовет культурным любое поведение, передаваемое не генетически, а подражанием. Но культура человека не просто подражание. Культура человеческая начинается с использования символов и значений. Поэтому я как бы отделил чисто практическую, предметно-деятельную часть жизни общества (материальная культура) от собственно культурной (культура духовная). Но согласен в том, что материальная сторона жизни обретает черты культуры только в силу того, что существует духовная (символическая) часть, культура в собственном смысле слова, способность жить в культуре, если говорить о начальной стадии социогенеза. Говоря гегелевским языком, культура (дух) опредмечивает себя в материи общественной жизни.