|
От
|
Никола
|
|
К
|
Александр
|
|
Дата
|
21.12.2004 10:50:37
|
|
Рубрики
|
Семинар;
|
|
Ре: Их ферштее...
>
>А и не надо. Главное что ваше ИМХО что "по мере возрастания ума, образованности и культуры (личной внутренней культуры) в геометрической прогрессии снижается стремление к материальным излишествам для личного пользования. И это интернациональное явление" опровергается обьективной реальностью.
Хорошо, чтобы про спираль и новые уровни развития Вам напрасно не втирать, я ограничу действие своего тезиса средним климатическим поясом. Устроит?
>> Оно , конечно, хорошо про бушменов рассказывать. Когда у тебя круглый год лето и жара за 20 гр., а съедобных жучков ты научился голыми руками ловить, то тогда можно и к вещам (своим и общим) относиться наплевательски. Можно утратить чувство обладания и стремление к собственности.
>
>Нет нет, Вы не поняли. Они не "утратили чувство обладания и стремление к собственности", а никогда его не имели. Это у вас от марксистско-либерального представления о человеке как индивидуалисте-собственнике с неограниченными потребностями и ограниченными возможностями.
Я бы перевел так: «у них не развито чувство обладания». Имели они его когда-либо или оно у них атрофировалось по каким-то причинам – об этом Сахлинс умалчивает. Я же Вам и объяснил, почему оно у них не развито.
>>А вот в более суровых климатических условиях этот номер не пройдет. Пещеру топить - запас дров нужен. Да не абы каких, а сухих. И надо смотреть, чтобы соседнее племя у тебя эти дрова не стырили. Себя согреть в холодную зиму - шкура нужна особо теплая, а т.к. мамонта с особо теплой шкурой завалить удается не каждый день, то приходится беречь единственную когда-то по случаю добытую шкуру. Разбрасываться шкурами нельзя - так шкур не напасешься. А еще в пещере надо бы ставеньки соорудить, чтобы в щели сквозняк не дул. А на ставеньки - занавесочки, они ведь тоже вещь нужная (для красоты и душевного комфорта). Да и орудиями охоты не поразбрасываешься. Не сохранишь свою дубину, не усилишь ее каменным наконечником - глядишь придут злые соседи и тебя же своими усовершенствованными дубинами в раз замочат.
>
>Это Вы, батенька, марксовых немцев в шкуры обернули и в пешеры посадили. А как посмотришь на эскимосов или чукчей то ни тебе пешер, ни тебе злых соседей с усовершенствованными дубинами. Ну кроме тех же "прогрессивных" немцев, разумеется. Вспоминается фильм "Начальник Чукотки", в котором непуганные немцами чукчи рассказывали пуганному немцами русскому что в человека стрелять нельзя.
Что касается народов крайнего севера, то там ситуация обратная. Существование в суровых природных условиях требует столько сил и напряжения, что расслабиться не удается. Выживать в таких условиях можно только сообща, любое нарушение общности чревато смертью всего рода-племени. Поэтому разрушения общинного строя и развития частной собственности там и не произошло.
Хотя и у них существовали аналоги калымов (выкупов за невесту). Кроме того, бережное отношение к любому имуществу (личному или общему) так же для северных народов характерно, т.к. это имущество для выживания необходимо. Поэтому никакого описания поведения, подобного бушменскому, Вы не найдете применительно к чукчам, ненцам или алеутам. Они-то как раз вещи (орудия труда) берегут, не разбрасываются ими и о потере таковых жалеют.
>>Это в пустыне, да на острове можно расслабиться, где чужаков-соперников нету.
>
>Ну конечно, в пустыне самое место расслабляться. Тото после истребления полумиллиона индейцев Шушони на той же территории смогло прокормиться только 30 000 белых.
Самое место расслабиться в благоприятных климатических условиях на любой, изолированной от вторжения враждебных соседей, территории, будь то малый остров или пустыня. Нету внешних конфликтов, и в этой части можно расслабиться.
Данные о численности индейцев Шушони вызывают большие сомнения. По различным оценкам на территории современных США и Канады до колонизации проживало от 1 млн. ( http://catalog.fmb.ru/usa3.shtml) до 3 млн. ( http://www.mesoamerica.ru/indians/north/victims.html) индейцев. Так что вряд ли одно племя могло составлять столь значительную часть от всего индейского населения.
Кстати, вторая ссылка понравится Вам больше, и даже будет для Вашей теории полезна (дождусь ли благодарности?). Она (ссылка, не теория Ваша) мне тоже больше нравится. Только описанное там положение дел мы с Вами объясняем по-разному и делаем разные выводы.