От Александр Ответить на сообщение
К Вячеслав Ответить по почте
Дата 14.12.2004 05:11:09 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

Возражения

>Культура - это такая информация, точнее даже набор программ поведения, согласно которым человек не только действует, но и воспринимает окружающий мир.

Меньше акцент на программу и больше на восприятие. Культура это классификация в которую человек укладывает свои ощущения. Кроме того, исходя из этой классификации можно выбрать предметы и действия чтобы донести смысл до другого носителя культуры. Поскольку человек в процессе индивидуального развития должен всему учиться у других людей, а мысли и чувства должны быть закодированы в дискретные категории культуры чтобы их можно было передать от человека к человеку практически все знания о мире мы воспринимаем в категориях культуры. В категории культуры классифицируются и наши собственные ощущения прежде чем мы можем их осмыслить. Мышление наше также символическое и оперирует с категориями культуры. Наше мышление возникло из передачи информации, а не передача информации возникла из мышления.

> Любой человек является носителем определенной культуры.
>Культура появилась раньше человека, подобные программы поведения и восприятия есть и у высших животных. Такие программы появилась в ходе естественного отбора, когда преимущество получили те виды, которые смогли программировать поведение новых особей не только генетически, но и на основе подражания.

Особых преимуществ виды, за исключением человека, не получили. Да собственно протокультура - наборы навыков существующие в одной популяции но отсутствующие в другой и передающиеся через обучение обнаружена только в популяциях шимпанзе. А этот вид не процветает. Скорее всего довольно долго протокультуры давали преимущество только во внутривидовом отборе - ритуалы ухаживания, игры и т.п. Специализироваться на таких вещах стал только род Homo. С развитием биологических приспособлений для передачи культуры стало возможным, например, покинуть исходную среду обитания. На новом месте всему приходилось учиться и зависимость от культуры росла. Собственно перед видами-космополитами всегда встает проблема, например, отравлений. Инстинкты ничего не говорят о съедобности тех или иных растений и животных. Мухи дрозофилы решают проблему за счет быстрого размножения. Крысы имеют сложные коллективные поведенческие программы для предотвращения отравлений - не едят новое, если крыса попробовавшая пищу отравилась остальные не едят. Ну а у человека есть культура, которая позволяет приспосабливаться к новым мухоморам гораздо быстрее чем врожденные инстинкты.

> Т.е. с точки зрения приспособления вида к окружающей среде, такие программы поведения эквивалентны инстинктам.

С существенными отличиями. Они во-первых гораздо динамичней и пластичней, во-вторых существуют только в обществе, а не в индивиде.

В силу вышесказанного культура во многом напоминает генетическую информацию:
>1. Раз приобретя такую программу в детстве, мы не можем ее сознательно изменить, аналогично тому как не сможем перепрограммировать инстинкт у конкретной особи животного.

Изменить мы можем. Скажем выучить другой язык или вместо римских цифр использовать арабские. Но мы не можем говорить совсем без языка или делать вычисления совсем без цифр.

>2. Все программы поведения и восприятия в рамках одной культуры аналогичны генофонду вида и отличаются для внешнего наблюдателя только скоростью изменения.

Не только. Они еще и существуют только в обществе. При этом разные общества имеют разный набор "программ" (даже у шимпанзе). Кроме того, категории культуры могут свободно комбинироваться, создавая новые конструкции.

>3. Процесс передачи программ осуществляется только через обучение. Процесс обучения эквивалентен процессу передачи генетической информации от родителей к потомству.

Не эквивалентен в том смысле что программа материально существует не в индивидууме, а в обществе.

>4. Мы не можем целенаправленно превратить одну культуру в другую, как не можем вырастить носорога из зародыша ромашки, если только не разберем зародыш ромашки на аминокислоты и не сделаем зародыша носорога заново, т.е. мы не можем это сделать, минуя этап полного разрушения преобразуемой культуры.

В культуре масса категорий, которые нарезают реальность по-разному в разных культурах. Скажем, в английском река и поток различаются по размеру, во французском по впадению в океан, а в русском река это что-то постоянное и более медленное, в то время как поток скорее что-то временное и быстрое.
Изменение одной категории влечет за собой изменение смежных. Если мы решим что помидор - овощ то это значит что он не фрукт. Если крестьянин имеющий одну лошадь бедняк то середняк имеет не менее двух и т.п. Попытки изменить одну категорию влекут за собой изменение всех остальных и приводят к противоречиям, которые в изобилии демонстрируют нам либералы. Скажем, у русских есть четкое разделение на государево дело и личное. Отходы первого вполне могут быть ценными ресурсами для второго. И студенты, которым в стройотряде поручили закопать оставшееся после строительства битое стекло раздают его желающим. Не признающие деления на государево и личное либералы смешивают все в кучу и приходят к противоречию: "тотальное воровство" (с) Гуревич "несамостоятельный человекб те берет и не хочет" (с) Пияшева. Русские не уничтожают "государево" (не берет и не хочет) но и не считают преступлением выточить деталь для соседа на заводском станке или помочь ему перевезти вещи на государственной машине.
Аналогично есть категории "казенные", "свои кровные" и "шальные деньги", которые имеют разный смысл и тратятся по-разному. Отменив безналичный рубль либералы смешали эти две категории с самыми разрушительными последствиями.

>Культура развивается, приспосабливаясь к окружающей среде по законам естественного отбора, т.е. развивая способы присвоения ресурсов своими носителями и конкурируя или сотрудничая с другими культурами в процессе присвоения ресурсов.

Присвоение ресурсов дело десятое. Культуры конкурируют и за людей тоже. "Конкурентоспособные" культуры создают большие общества.

>Важнейшими направлениями развития культуры являются:
>1. Развитие механизмов передачи и восприятия программ. Культура с наиболее развитыми механизмами передачи и восприятия получает преимущество в выживании для своих носителей.

Это относится к периоду становления человека как биологического вида. После возникновения языка прогресс в этой области остановился. Все остальное - вариации на тему языка с использованием технических средств - книги, газеты, радио, телевидение...

>2. Развитие механизмов объединения носителей в общество, что повышает сопротивляемости культуры при ее конкуренции с другой культурой.

Не только другой культурой, но и внутренними конфликтами. И не только сопротивляемость, но и производительность.