|
От
|
Александр
|
|
К
|
WLD
|
|
Дата
|
12.12.2004 00:38:18
|
|
Рубрики
|
Семинар;
|
|
Re: размышления-2
>3.Власть и общество в традиционном (солидарном) обществе.
>Человеческое сообщество выстроено, как уже отмечалось, по программам социогенетическим, закодированным в культуре. В структуре такого сообщества можно выделить по меньшей мере три крупные подсистемы: а) сфера организация сознания и социального поведения, представленная средствами культурного воздействий, миром символов и значений, составляющих содержание культуры; б) организация хозяйственной деятельности в обществе; 3) наконец, процессы управления, в частности, управление посредством власти (государство). Соотношение первых двух подсистем обсуждалось в первой части сообщения. Есть резон обсудить третий весьма важный срез в организации общества.
> Некоторые принципы управления могут быть отмечены на уровне организации малых групп, в которых велика роль лидера группы.
"малые группы" - это психологическая (а следовательно индивидуалистическая) модель принципиально антикультурная и в нашем деле бесполезная.
Выделение сфер сознание отдельно, экономика отдельно, власть отдельно - наследие проклятого прошлого.
Важно что в примитивных обществах действует правило Чаянова. Люди производят столько сколько нужно им самим и по достижении социально приемлимого уровня благополучия прекращают производство. Поскольку в этом случае отдельные семьи вполне независимы и вместе их мало что держит конфликты легко ведут к расколам и размеры общества невелики. Рост общества происходит с появлением структур перераспределения. Например авторитетного вождя, перераспределяющего часть продукты "в пользу бедных". Поскольку все под Богом и любой может оказаться бедным люди находят привлекательным поработать больше чем нужно для их собственного выживания для наполнения общего фонда, из которого потом идет перераспределение. Это ведет к интенсификации производства (отклонение от правила Чаянова) и к росту общества, поскольку общественный фонд - вещь привлекательная и откалываться от него никто не хочет. Когда такие социальные структуры базируются на личном авторитете руководителя (система бигменов) общественные структуры рассыпаются со смертью лидера и должны выстраиваться заново. Появление формального постоянного института вождя (избираемого, или со статусом вождя переходящего по наследству) позволяет положить конец периодическим кризисам, кроме того, дает возможность разделения труда. Вождь может иметь помошников, талантливых или опытных в той или иной области деятельности, не опосаясь что помошники займут его место.
Сознание, хозяйственная деятельность и организация работают именно в комплексе. Сознание позволяет организацию, та стимулирует хозяйство, создавая материальные подкрепления организации и способствуя росту сообщества за счет предотвращения расколов, привлекательности для соседей и накопления средств для захватов.
Хороший пример дает Энгельгардт:
"- Конечно, цена хороша, да мужик-то "из чести" скорее сделает. Да позвольте, вот я сам: за деньги совсем не поеду на такую работу, а "из чести", конечно, приеду, да и много таких. "Из чести" все богачи приедут; что нам значит по человеку да по лошади с двора прислать? время теперь свободное, - все равно гуляем.
- Постой, но ведь хозяйственные же работы полевые все на деньги делаются?
- Хозяйственные, то другое дело. Там иначе нельзя.
- Не понимаю, Степан.
- Да как же. У вас плотину промыло, дорогу попортило - это, зна-чит, от Бога. Как же тут не помочь по-соседски? Да вдруг у кого - помилуй Господи - овин сгорит, разве вы не поможете леском? У вас плотину прорвало - вы сейчас на деньги нанимаете, значит, по-соседски жить не желаете, значит, все по-немецки на деньги итти будет. Сегодня вам нужно плотину чинить - вы деньги платите; завтра нам что-нибудь понадобится - мы вам деньги плати. Лучше же по-соседски жить - мы вам поможем, и вы нас обижать не будете. Нам без вас тоже ведь нельзя: и дровец нужно, и лужок нужен, и скотину выгнать некуда. И нам, и вам лучше жить по-соседски, по-божески. " http://situation-rus.narod.ru/lib/engelgar/engelgar10.htm#par310
Культурные представления "жить по божески" позволяют интенсификацию производства поскольку работают те кто не нуждается и без подобных представлений работать не стал бы: "вот я сам: за деньги совсем не поеду на такую работу, а "из чести", конечно, приеду, да и много таких. "Из чести" все богачи приедут; что нам значит по человеку да по лошади с двора прислать? время теперь свободное, - все равно гуляем." Наличие общественного фонда в той или иной мере держит людей вместе: "Да вдруг у кого - помилуй Господи - овин сгорит, разве вы не поможете леском?" При этом от личных качеств "лидера"-Энгельгардта мало что зависит. Даже если он сам не понимает, в силу евроцентристского образования, его подталкивают и учат как правильно должна быть организована жизнь.
Вопрос уже обсуждался на форуме тут https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/110/110519.htm