От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 16.12.2004 21:13:54 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Сколько стоят слова, телефонисты решат за нас (*+)

http://195.201.39.206/Vedomosti/?id=1292&folder=428

Выпуск ? 239 от 15.12.2004
Андрей ДАВЛИЦАРОВ

Сколько стоят слова, телефонисты решат за нас

С октября <телефонный налог>, то есть тарифы на оплату телефона, для
населения повысились на треть. Но самое важное ждет впереди: в новом году в
нашем городе планируется ввести повременную оплату за услуги Петербургской
телефонной сети (ПTC). Ряд деловых изданий даже предположил, что обычный
городской телефон после этого превратится в дорогое удовольствие, как в
странах Скандинавии и Балтии, где основная часть населения уже пользуется
более дешевой мобильной телефонией.

Когда руководство <Северо-Западного Телекома>, куда входит наша ПТС,
оправдывало повышение тарифов с октября, оно постаралось подсластить пилюлю.
Во-первых, объясняли нам, если учесть, что междугородная связь не дорожает,
то в среднем тарифы поднимутся ненамного - всего на 13 процентов. А за весь
год рост тарифов, уточнили телефонные власти, составит не более 21 процента.
И добавили при этом, что средние доходы на душу российского населения, по
официальным данным, за этот год выросли аж на 22 процента (на самом деле
статистика говорит о 11 процентах). Да и тратят люди на оплату телефонов
немного - чуть больше 3 процентов доходов.
Логика у монополистов всегда одна: вы, граждане, лучше трудитесь,
зарабатывайте побольше денег, а мы через обязательные платежи (т. е. те, от
которых не отвертеться) всю вашу прибавку заберем себе. В наш кошелек
регулярно заглядывают - не завелись ли там лишние деньги - не только
телефонисты, но и жилищники, энергетики, коммунальщики, газовики, городские
транспортники; стали обязательными услуги автостраховщиков. И каждый из этой
дружной семейки повышает ставки, тарифы, ориентируясь в первую очередь на
рост доходов населения. Разумеется, убеждая граждан, что все это делается
ради их же блага.
Вот и в данном случае, по словам руководителей ПТС, дополнительные средства
будут потрачены в интересах горожан: они пойдут на сокращение телефонной
очереди, повышение качества услуг и так далее. Новые тарифы позволят ввести
317 тыс. новых номеров (разумеется, их установку оплатят еще и сами
владельцы), из которых 77 тыс. будут направлены на удовлетворение заявок по
установке телефонов, в том числе более 10 тыс. - для льготных категорий
граждан. Впрочем, к этому было добавлено, что в 2003 году, как и в
предыдущие годы, предоставление телефонных услуг для населения являлось
убыточным направлением в работе ОАО <Северо-Западный Телеком>, затраты
компенсировались за счет выручки от других видов услуг, в т. ч.
нерегулируемых и не носящих социальной направленности (Интернет, передача
данных и т. д.). То есть наши деньги должны частью пойти и в прибыль
связистам.
Но не будем подозревать наших связистов в излишнем лукавстве. Им
действительно нужны крупные средства на модернизацию. Современных цифровых
АТС в городе 43 процента. Это один из самых низких показателей по стране. В
Поволжье и Сибири он не ниже 54, а на Урале - 65 процентов. Кстати, похожая
ситуация и в столице, где уровень цифровизации составляет лишь 18 процентов.
Такая парадоксальная ситуация сложилась по двум причинам. Обе столицы после
войны росли как на дрожжах: возводились новые кварталы, в них появлялись
телефонные станции, которые на тот момент были самыми современными.
Произошло то же самое, что и с <хрущевками>: в те годы главное было дать
людям жилье и связь. Не зря по количеству телефонов на душу населения оба
города уверенно лидируют; в Москве на 100 человек приходится почти 50
телефонов, у нас - около 30, а в Сибири - 19.
Но это сыграло злую шутку, когда начался процесс модернизации систем связи.
Оба города не смогли заменить такое количество устаревших аналоговых
(пошагово-декодерных) АТС на цифровые. А устаревшие телефонные станции - это
и некачественная связь, и высокие затраты на их обслуживание.
В то же время именно здесь, в столицах, в 1990-е годы открывалось больше
всего российских и зарубежных банков и фирм, которым нужна была качественная
связь. И на этот спрос рынок ответил предложением: бурными темпами частные
компании строили свои телефонные сети с использованием новейших технологий в
обход неповоротливых монстров типа ПТС и МГТС. Новички оттянули на себя
большую долю самых надежных и перспективных клиентов - корпорации и
предприятия, уведя их от традиционных телефонных компаний, которые лишились
прибыли.
В результате получился замкнутый круг: без денег на модернизацию сетей
нельзя привлечь хороших клиентов, но они не идут к тем, у кого устаревшие
сети и оборудование. Постепенно традиционные телефонные компании
превратились в социально ориентированные и могут уповать либо на дотации из
городского бюджета, либо на повышение тарифов для населения. Откуда брать
средства, если крупных клиентов нет? Только с граждан.
Таким образом, нас заставляют платить за просчеты монополиста, который
проспал период модернизации. Операторы сотовой связи брали кредиты, закупали
новейшее оборудование, придумывали, чем заманить клиентов. А ПТС в это время
гарантированно получала доходы от эксплуатации сетей и оборудования
советского времени.
Как изменится ситуация после введения <повременки>, предсказать пока
невозможно. Да и дата ее введения не названа. Летом телефонисты говорили о 1
января 2005 года, но не успевают к намеченному сроку. ПТС, будучи
монополистом, должна согласовывать свои тарифы с Федеральной службой по
тарифам (это новая служба, раньше тарифами занимались антимонопольщики). В
Петербурге отделения ФСТ нет, вопрос будет решаться в Москве в порядке общей
очереди.
Сами телефонисты предлагают достаточно мягкий переход на <повременку>.
Сначала горожане начнут получать от ПТС квиточки с указанием количества
времени, которое уходит у них на телефонные разговоры в месяц. Таким образом
они смогут подсчитать, сколько платили бы по <повременке>. К тому же у
владельцев телефонов будет выбор: остаться на абонентской плате - высокой,
но без ограничения времени разговоров, или же платить небольшую (по мнению
ПТС) фиксированную сумму - стоимость технического обслуживания и нескольких
бесплатных минут в день, а все остальное оплачивать поминутно. Пока тарифы
не утверждены Москвой, называть их было бы некорректным. Отметим лишь, что
они вполне сопоставимы по цене с <экономичными> тарифами сотовых операторов.
Логика простая: если столько людей готовы оплачивать повременно свои
мобильники, то почему стационарные телефоны для них обходятся так дешево?
ПТС оставляет за горожанами возможность переходить с одной системы оплаты на
другую: например, уезжая на лето на дачу, переключиться на <повременку>. Но
это можно будет делать за небольшую плату не чаще двух раз в год, чаще будет
стоить дорого.
С учетом всего вышесказанного прямое сравнение потенциальных тарифов на
телефонные услуги ПТС и операторов мобильной телефонной связи пока
преждевременно.
Количество абонентов мобильных сетей в Петербурге уже к осени перевалило за
2 млн человек. То есть почти у половины горожан есть мобильный телефон, а то
и не один. Во многих семьях все ходят со своими мобильниками. Но при этом
они и не думают отказываться от городского телефона. Для кого-то это
необходимо, чтобы выходить в Интернет с домашнего компьютера, для
большинства это попросту привычка: до введения <повременки> можно часами
болтать по домашнему телефону, не заботясь о деньгах. А для пожилых людей
это самый удобный способ пообщаться с внешним миром, они просто
психологически не готовы перейти на мобильные телефоны, даже если они станут
дешевле стационарных. Поэтому массового отказа от услуг ПТС, по
предварительной оценке, в ближайшее время не случится, несмотря на обилие
мобильных телефонов.
Но ситуация может измениться. Пожилые люди в силу своей консервативности
будут платить за домашний телефон столько, сколько скажут, и не откажутся от
него. Но если более активная часть горожан посчитают, что мобильная связь
дешевле, отток клиентов у ПТС неизбежен (вспомним об ушедших к
альтернативным операторам фирмах и банках). И телефонному монополисту ничего
не останется, как снова поднимать тарифы для населения, в том числе и
поминутную оплату при <повременке>.