От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 16.12.2004 20:56:51 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

С. Л. Менделевич, школа ? 57: "В нашей школе бытует такой термин - пуританский кодекс труда" (*+)


"Георгий" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:133500@kmf...
> http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=870
>
> Беседы с директорами московских школ
>

Сергей Львович Менделевич. Школа ? 57

- Считаете ли Вы, что школа помимо образования должна заниматься
воспитанием?

- Школа - это прежде всего государственная институция, на которую возложено
много разных задач. И, пожалуй, главная из них - это установление связи
между поколениями. Особенно ясно это видно на примере литературы и матема
тики: именно эти два предмета определяют функцию школы как организации,
которая объединяет государство путем установления преемственности поколений.
Рассматривать школу как исключительно обучающую структуру довольно
бессмысленно. Она всегда выполняет большой социальный заказ. Правда, сегодня
наше общество само не знает, что ему надо. Представление о том, зачем нужна
школа, утрачено в середине 90-х годов вместе с основными государственными
ценностями. Некоторое время шла борьба за власть над душами, сейчас эта
борьба выдохлась в связи с тем, что борцов не осталось. Понятно, что
состояние глубокого и мерзкого болота, в котором пребывает наше общество,
лишило людей всякого представления о воспитании. Именно поэтому Вы и задаете
мне эти вопросы. Ведь Вы хотите узнать: а знает ли сейчас вообще кто-нибудь,
как воспитывать детей? Чему их учить? Я имею в виду не предметные области, а
то, какого человека школа должна формировать. Сейчас каждый считает, что
следующее поколение должно чем-то отличаться от предыдущего. Но школа не
может функционировать, если она обязана формировать детей, не похожих на
своих учителей и родителей.

- Как, на Ваш взгляд, должно происходить взаимодействие школы и семьи?

- Есть родители, которые говорят учителям: не трогайте наших детей, мы сами
их воспитаем, ваше дело - дать им образование. Понятно, это те родители, у
которых имеется своя система ценностей, не совпадающая со школьной. Но школа
не может не воспитывать, потому что школа - это общение всех со всеми.
Общение детей между собой и с учителями. И здесь все зависит от системы
ценностей, устоявшейся в той или иной школе. В Москве есть два десятка
знаменитых школ. Почему они знамениты? Именно благодаря особой системе
ценностей, и родители, какие бы слова они ни говорили, хотят, чтобы мы
штучно воспитали их детей, и мы это делаем. Вот, собственно, чего от нас
хотят. Но это хотят лица, а не общество, и тем более не государственные
институции или структуры, которым более или менее все равно. Они еще не
занялись школой. Вот один из наших олигархов решил заняться образованием.
Все знают, что из этого вышло:

- Какова система ценностей, которую транслирует Ваша школа?

- В нашей школе бытует такой термин - пуританский кодекс труда. Самое
важное, что мы хотели бы привить детям за все их школьные годы, - это именно
пуританский кодекс труда. Я не буду сейчас углубляться в историю этого
понятия. В общем оно сводится к следующему: если ты нашел дело и решил им
заниматься, то занимайся не ради какого-то результата, а ради самого дела.
Решил учиться - учись, а не делай вид. Потому что удовлетворение приносит
сама работа. Если за нее платят деньги - отлично. Если в результате ты
поступишь в хороший институт - еще лучше. Но пахать стоит не ради итога, а
ради самого процесса. Настоящее уважение вызывает человек, который находит
удовольствие в своей работе. Бывает, что противно, не хочется, лень, - нужно
преодолевать себя. Не надо задаваться вопросом: а зачем работать? Конечно, и
для хлеба насущного тоже, но главное - ради ощущения самого процесса работы.
Отсюда мы переходим ко второй основе нашей школьной идеологии - к принципу
партнерских взаимоотношений, т. е. отношений между людьми, делающими общее
дело. Эти связи захватывают и учителей - у нас есть много учительских групп,
объединенных какими-то нестандартными подходами: учитель рисования с
учителем истории, или учитель биологии с учителем литературы. Но главное -
установить партнерские отношения между учителем и учеником. Ситуация <я
начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак> у нас совершенно исключена.

- Сохраняют ли Ваши выпускники такое отношение к труду, свои партнерские
качества после окончания школы?

- Многие наши выпускники не отрываются от школы после ее окончания, в этом
наша традиция. Например, наши математические спецклассы создавались тридцать
лет назад, идеология этих классов всегда состояла в том, что в них сообща
работают молодые люди разного возраста и уровня. То есть команда
математического класса - это 20 школьников, человек шесть-семь студентов,
которые окончили нашу школу и работают бесплатно в этих классах, и пара
аспирантов, которые уже один круг прошли в них как студенты, а теперь
работают как аспиранты, и, конечно, учитель. Ввиду размытости служебных и
возрастных границ в такой группе партнерство почти неизбежно возникает, а
если не возникает, то команда разваливается. Примерно так же строится работа
в гуманитарных классах, в начальной школе. Этот настрой в значительной мере
влияет и на остальные классы. Такое партнерство, а следовательно
уважительное отношение обеих сторон друг к другу, способствует выработке
пуританского кодекса труда.

- Взаимоотношения школы с родителями также основаны на партнерстве?

- Две наши словесницы, очень сильные преподавательницы, известные в Москве,
как-то высказали мне интересную мысль, что вообще-то у подавляющего числа
родителей надо бы отбирать детей сразу после рождения. Некоторым, правда,
можно разрешать растить ребенка до школы, но потом все равно надо отбирать.
Понятно, что это шутка. Отношения с родителями должны строиться
попартнерски. Родители могут организовывать экскурсии, походы. Они приносят
на урок какие-то интересные материалы, организуют совместную деятельность
детей. Очень важной составляющей жизни каждого класса являются дни рождения.
У нас почти не бывает так, чтобы на день рождения пригласили трех человек из
класса и еще, допустим, пять с улицы. Никаких знакомых, кроме
одноклассников, у наших учеников обычно нет. Довольно замкнутая система
получается.

- Вы это одобряете?

- Я считаю, что это естественно. Мои собственные дети тоже учились здесь в
общеобразовательных классах и учатся сейчас, и еще будет учиться младшая. В
пять лет у нее на дне рождения еще были дети наших знакомых из других школ.
В шесть лет уже из 12 приглашенных лишь один не был связан с нашей школой. У
восьмиклассника моего вообще нет знакомых на стороне, потому что он все
время проводит в школе, такие дети не гуляют во дворе. У меня соседи
спрашивают: <Что ж ты с мальчишкой делаешь, никогда мы не видим его во
дворе, приятелей нет - ни с кем на скамейке пиво не пьет. Кого ты из него
растишь?> А я ничего специально не устраиваю, по-моему, это в порядке вещей.
У моего сына нет времени заводить знакомства вне школы. Формируется почти
замкнутая среда. Это не хорошо и не плохо. Это означает, что в целом нам
удается отобрать и воспитать детей с близким кругом интересов. Существует
некоторый обмен между нами и Московской экономической школой (МЭШ). Иногда
родители считают, что их дети получили у нас достаточно, и можно дать им
другое социальное окружение; часто наоборот, родители мэшевцев хотят, чтобы
ребенок поучился у нас, попал в нашу более демократичную среду. С некоторыми
родителями трудно бывает выстроить партнерские отношения, хотя бы потому,
что многие вообще не могут вербализовать свои требования, пожелания к
ребенку, школе и т. д. Бывает по-всякому. Мы ни под кого не подстраиваемся.
Но, как правило, родители более или менее удовлетворены тем, что их дети
здесь получают.

- Какой результат Вы считаете успехом в своей работе?

- Есть внешние показатели, вполне очевидные: олимпиады, оценки, конкурсы,
публикации (наши дети часто являются авторами и соавторами статей, выступают
как литераторы). Поступление не может служить показателем, так как это
вопрос денег. Для меня критерием того, хорошо ли мы работаем с ребенком,
является то, начал ли он на втором курсе заниматься научной работой.
Подавляющее большинство наших выпускников уже на втором курсе начинают ею
заниматься.

- Именно научной?

- Прежде всего научной. Если ко второму курсу человек готов к научной работе
и начал ее, значит он состоялся, может реализовать себя, может делать то,
чему его все эти годы учили. Будет ли он дальше заниматься наукой,
производством, бизнесом, искусством или ничем не будет заниматься, -
главное, у него есть реальный выбор, база, и наличие этой базы он
подтвердил. Это критерий академического воспитания. Критерием жизненного
успеха является то, насколько уверенно человек настроен, насколько он
самостоятелен или, наоборот, зависим от родителей. Другим показателем нашего
успеха как воспитателей является то, насколько часто этого выпускника мы
видим. Если, у чась на мехмате, он продолжает работать в команде - это
хорошо, это существенный вклад в наше общее дело. Если он бывает здесь
только в день рождения школы, это менее интересно. Если даже он просто водит
детей в походы, это очень приветствуется. То есть вопрос в том, насколько мы
остались для него важны. Ну и, конечно, приходят ли к нам его дети, пытаются
ли поступить к нам. Сложная проблема - попасть к нам, на самом деле мы могли
бы уже сейчас работать только с детьми выпускников.