От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 18.12.2004 17:18:30 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

вот здесь про Макаренко и про инфантилизм (*+)


> http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=869

вот здесь про Макаренко


> Главными принципами педагогической системы Кершенштайнера были
спонтанность,
> целостность и свобода, достигаемые посредством физического труда, игры и
> спорта. Основным недостатком <старой> школы он считал ее односторонний
> интеллектуализм, преобладание вербального начала и ориентацию на пассивное
> восприятие материала, тогда как ранняя ориентация на будущую трудовую
> профессию, по его мнению, позволяла укрепить характер ребенка, воспитать
из
> него сознательного гражданина, полезного для общества. В организованной им
> школе была кухня, сад, огород, зверинец, ремесленные мастерские для
металло-
> и деревообработки, химическая и физическая лаборатории. Большое значение
он
> придавал также знакомству детей с актуальными политическими проблемами.
>
> Будучи приверженцем философии ценностей, Кершенштайнер отводил важную роль
> религии, однако был противником непосредственного сближения шко лы с
> церковью. Тем не менее католической церкви весьма импонировали усилия
> Кершенштайнера по искоренению школьного дидактизма и его уважительное
> отношение к личности ребенка.
>
> Прагматическая линия Кершенштайнера входит в противоречие с принципом
Эллен
> Кей <исходя из ребенка>, не допускающим никакого педагогического активизма
в
> отношении учащихся. В России идеи Кершенштайнера нашли последователя в
лице
> Антона Макаренко (1888-1939), убежденного сторонника трудового воспитания
и
> раннего профессионального обучения. Макаренко также весьма скептически
> относился к фетишизации природного начала в человеческой личности. <На
самом
> деле, - обобщил он свой опыт в <Педагогической поэме>, - в условиях чистой
> природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть
> обыкновенный полевой бурьян>.
>
> На этих примерах мы видим, как анархический порыв к свободе, изначально
> свойственный реформаторской педагогике, постепенно сходит на нет,
> наталкивается на ограничения и переходит в свою противоположность,
> дисциплину. Исполненную романтического энтузиазма заботу о личности как
> таковой сменяет трезвая озабоченность тем, как эта личность через
> каких-нибудь пять-десять лет сможет включиться в повседневную жизнь
> конкретного общества. Педагогика по-взрослому берется за решение своей
> главной задачи, которая состоит в социализации детей, и перестает
> инфантильно передоверять этот труд мифологизированной природе или
> несуществующему идеальному обществу.


и про инфантилизм



> Утопический <век ребенка>, чаемый Кей, по счастью, не наступил на нашей
> планете. Ребенок - существо неисторическое; чтобы войти в мир истории, нам
> нужно повзрослеть. Воспитывая детей, мы тем самым внутренне растем,
> отталкиваемся от собственного детства, расстаемся с чем-то важным в себе.
> Этот процесс неизбежно сопряжен с насилием, поэтому детям, как бы мы их ни
> любили, придется терпеть от нас насилие до скончания века. Ограничивая
> хаотическую активность детей, мы одновременно и оберегаем, и отдаляем их
от
> себя. Важно только, чтобы наше насилие не переходило в жестокость и
> принимало гуманные формы - дисциплины, запрета, строгого отказа. Взрослых
> людей, так и не расставшихся с детством, неодобрительно называют
> инфантильными. Именно в таком, инфантильном населении нуждаются все
> тоталитарные режимы, и граждане тех стран, где воцарялся тоталитаризм,
> многократно свидетельствовали, что одно из самых тяжелых человеческих
> переживаний - ощущать себя выброшенным из времени и истории.
>
>
>