|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
30.11.2004 17:10:13
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Поэзия и правда национальной идеи (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg462004/Polosy/art13_3.htm
РЕЗОНАНС
Поэзия и правда национальной идеи
На свой же вопрос, можно ли построить жизнь страны исключительно на правде,
Александр Мелихов (<Состязание грёз>, <ЛГ>, ? 18) отвечает: нельзя. Хорошую
общественную жизнь надобно ставить на прочный фундамент коллективных грёз
(сновидений, воздушных замков, мечтаний) с небольшой примесью истины. Этот
фундамент и есть национальная, то есть общегосударственная, надэтническая
идея.
Честь <безумца, который навеет> нам <возвышающий обман> национальной идеи,
г-н Мелихов отдаёт аристократии духа. Кто это? При ближайшем рассмотрении
выясняется - эти мечтатели суть писатели, которым нагонять на массы сон и
вместе с тем воодушевлять их чарующим враньём привычно и даже подобает.
Трезвыми глазами, убеждён наш сторонник аристократии, смотреть на жизнь
невозможно. Носители и хранители национальной идеи обязаны пьянить массы
сильнее водки, дурманить больше любого наркотика. Зачем? А затем, что без
надлежащей нетрезвости человек не станет жертвовать национальной идее свои
корыстные интересы. Без жертв какая же это идея?
Чтобы грёзы (идеи) были прочными, то есть по-настоящему одуряющими и
облегчающими жертвоприношение грёзам, в их творцов надобно вкладывать
деньги. Во всяком случае, г-н Мелихов на месте президента нашёл бы
национальным финансам надлежащее применение.
Справедливо оплаченный труд аристократии духа всех принудит наконец
разделить коллективную грёзу, <которая не была бы опасна для неё самой и
окружающего мира>. Все предпочтут любить не своё, а чужое.
Благодаря провокационным высказываниям г-на Мелихова особенно сильно
захотелось общенациональной идеи, на алтарь которой надобно нести не жертвы,
а свободный и радостный труд.
Впрочем, из яркого повествования того же автора о Финляндии видно, что такая
идея существует, что она <работает> без жертв и наркоза. Что она: 1)
правдивая, 2) надэтническая и 3) очень спокойная. Для большинства народа,
живущего в границах нации (в государственных границах) и имеющего самую
разную этническую принадлежность, она убедительно указывает направление и
величину всеобщих усилий. Заметьте - приемлемых и полезных для всех (кроме
преступников) усилий. <Имеющий уши да слышит>: не только история финнов, но
всего человечества говорит о том.
Конечно же, количество товаров и услуг; достойное вознаграждение за труд;
защищённость всякого, кто <возделывает свой сад>, от подлеца и дурака - вот
что наполняет реальным содержанием эту идею. Во все времена люди делились на
творцов и татей. Раздоры и войны между племенами и внутри племён неизменно
имели целью или грабёж, или оборону от него. Начиная с этнических различий,
любые и каждые перегородки между людьми служили и служат предлогом для
воровства, насилия, обращения в рабство. Для завоеваний. Они используются
теми, кто преступает заповеди, для самооправданий.
Именно этой частью всемирно-исторического опыта объясняется ксенофобия -
страх перед <чужими>. Не родными, не из своей семьи (включая языковую), с
непривычной кухней, праздниками и обычаями. Это - архетип.
После множества неудачных попыток создать власть-защитницу, от зыблющей
небеса неправды дальновидные люди наконец пришли к национальной идее высшего
качества.
О ней-то, искомой, наяву читаем у самого адвоката грёз. Производить и
сохранять наработанное достояние, общенациональное и сугубо частное добро.
Гордиться полной сохранностью, неразворованностью нажитого. <Исторгнуть
бедных из оков>. Как? С помощью не фантомного, а истинного разделения
властей и гарантированно безопасного самоуправления. С помощью
действительно, а не в мечтах исполняемых законов.
Заботиться о вдовах и сиротах? Об инвалидах и страдающих болями? О дряхлых и
одиноких? Да, но без всяких жертв. На то и разделение властей, чтобы
<спасать от бед невинных, несчастливым подать покров>. На то и
самоуправление. Я сам, коли защищён, то беззащитному помогу чем смогу. С
миру по нитке. Поэзия? Бесспорно, но какая правдивая, до чего реальная
поэзия!
Надэтническая общенациональная идея зазвучит тогда так: и в моём отечестве
жизнь человека стала самодовлеющей - предельной, последней и первой,
ценностью. И я был рождён в общежитии, где нет наконец вдохновляющего
вранья, а человек работящий и честный защищён взаправду. В общежитии,
которое не щадит неправедного и беззаконного, кем бы он ни был, на лица
сильных не взирая.
А <аристократами> в моей национальной идее будут истинно воспитанные и
действительно образованные люди. Их аристократизм проявится в сложнейшей
утончённой простоте и в подлинном великодушии. Им не обязательно быть
художниками, достаточно оставаться разумными.
Такое воспитание и подобное образование по необходимости очень дороги. Но
только с ними на самом деле состоится национальная идея.
Борис БИМ-БАД, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ