От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 20.10.2004 16:27:35 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

П.О.Авен "Нищета - не наша забота!"

Авен Петр Олегович, "Нищета — не наша забота!", газета "Аргументы и факты" N041 от 13.10.2004, стр. 8-9 http://www.aif.ru/online/aif/1250/08_01



ПОСЛЕ недавнего кризиса Альфа-банк ввел драконовский 10-процентный налог для вкладчиков, пожелавших досрочно забрать свои деньги. Видимо, чтобы не растерять свои активы, составляющие, по некоторым оценкам, почти 7 млрд. долларов. О нравственных и криминальных аспектах нашего капитализма, о том, «откуда есть пошли» богатые на Руси и должны ли они делиться с бедными, «АиФ» решил поговорить с президентом Альфа-банка Петром АВЕНОМ.
Циничный романтик

— Я ВПОЛНЕ циничен. Но цинизм в моем понимании — лишь умение смотреть правде в глаза. Я не делаю из жизни трагедию и не слишком романтизирую ее. Бизнес, как известно, — циничная вещь, и все люди в этой сфере таковы. Но я, в отличие от многих коллег, еще не растерял все иллюзии.

— Петр Олегович, раскройте секрет: как можно за 10 лет стать миллиардером? Какие тут нужны таланты?

— Ничего запредельного! В миллиардеры можно выбиться и за пятилетку. Возьмите компанию «Google» — двое молодых парней почти из пустоты, «на коленке» сделали поисковую систему в Интернете. И заработали миллиарды!.. Нужно быть работоспособным, удачливым и уметь попадать в свою нишу. В России все крупные частные банки создавались с нуля, с начальным капиталом в каких-то 50 миллионов рублей. Другое дело, что в свое время закрома Родины приватизировали новые хозяева — самые шустрые, наглые и решительные. Но это скорее исключение.

— Как-то на вопрос, какие цели вы преследуете, скупая и перепродавая компании, вы ответили: «Будут хорошие прибыли — мы останемся в этом бизнесе. А если предложат хорошую цену — продадим. Наша цель — зарабатывание денег». Кроме прибыли вас еще что-то интересует?

— В бизнесе — только она! Мы занимаемся лишь тем, что нам выгодно, — финансовыми операциями, нефтянкой, мобильной связью, телевидением, торговой сетью «Перекресток». Все остальное — это эмоции, а они хороши к месту.

— Вас упрекают в любви к виртуальной экономике. Мол, делаете деньги из воздуха, и на землю они не возвращаются. А сырьевики, промышленность и транспорт, скорее всего, обошлись бы без вашего посредничества… Какой прок стране от вашей финансово-промышленной группы, если вы живете для себя?

— Это чушь. Банки — одна из опор экономики. По полезности для общества они не отличаются от производства. Банк лопнет — и закроются заводы, которые он кредитует. И потом, вы думаете, я как пришел 11 лет назад в Альфа-банк, так и сижу в мягком кресле? Магазины «Перекресток» созданы с нуля — это что, тоже «купи-продай»? А «Голден Телеком» и СТС?.. В идеале мы видим себя в роли инвесторов — чтобы заработать еще больше денег для себя и бизнеса. Хотя я и к коллегам из торговли отношусь тепло. Без них вообще нет экономики… А что касается сырьевиков, то нефтяные компании пошли в рост, лишь когда стали частными. Добыча в ТНК до 1999-го падала, а с нашим приходом пошла вверх. Так же было с «ЛУКОЙЛом» и «ЮКОСом».

— Олигархов заставили делиться. А вы, говорят, в свое время не поделились с властью и народом. А почему? Жадность обуяла?

— Один мой старший товарищ сказал: «А может, и отметками в школе надо было делиться? У одних пятерки, а у других двойки. Несправедливо!» Поймите, борьба с бедностью — функция не Альфа-банка и вообще не частного бизнеса. Это дело государства. Наше дело — зарабатывать деньги для акционеров и клиентов в рамках закона. Других обязанностей у нас нет. Мы платим налоги и больше ничего не должны никому, кроме Бога и совести. Это уже наша личная воля, сколько и на что мы тратим, кому помогаем жить.

А, например, Сбербанк — весь из себя такой «банк с человеческим лицом», как бы «все для народа». Такой имидж в бизнесе!.. Сегодня это единственный финансовый институт, который может поднять средний класс — например, давая кредиты на ипотеку и т. д. Он должен быть нацелен прежде всего на кредитование населения. Если вы берете деньги у рядовых вкладчиков, то должны им же и отдавать. Но на деле, несмотря на декларации, Сбербанк поступает не так: забирает у людей их кровные, а субсидии дает большим корпорациям.
Аморальная бедность

— РАНЬШЕ считалось, что аморально быть богатым. А теперь — что аморально быть бедным. Где истина?

— «Богатство — отметина Бога». Это аксиома протестантской этики. Раз ты богат, значит, Бог к тебе благоволит — если, конечно, ты не украл, а заработал. Я живу по простым принципам: считаю, что если ты здоров и вдруг беден (не считая пенсионеров и детей), то это стыдно сегодня… Богатые нравственнее бедных хотя бы потому, что они могут позволить себе больше. Они свободнее в поступках. А у бедных зачастую просто нет другого выхода, кроме как ради выживания пуститься во все тяжкие. Выходит, богатство, особенно среднего класса, ведет нас к нравственному обществу.

— А если капитал нажит преступным путем? Чья тут «отметина»?

— Бывает, что накипь всплывает, как в войну и при революции. Так это же отходы!

— Из-за этой накипи, как вы говорите, столько вкладчиков лишились своих сбережений! А вам все либерализма в экономике мало…

— Вы будете смеяться, но экономика наша действительно недостаточно либеральна! Сделать ее такой — значит не отпустить вожжи, а наоборот — жестко исполнять закон при равной конкуренции… Под страхом наказания!
Народ и егери

— В КИТАЕ за финансовые махинации расстреливают…

— Дело не в расстрелах. И в Китае с коррупцией пока не справились. Лучше сделать так, чтобы чиновнику не было смысла брать левые деньги, а банкиру — кидать клиентов. А когда люди, получающие зарплату из бюджета, принимают решения на десятки миллионов долларов, тут и возникает коррупция… Я лично в страх не верю. Смертная казнь за взятки — дань жестокой восточной традиции. Но это не наш путь.

— Вы различаете за тонированными стеклами своих автомобилей жизнь улицы?

— Я же не с неба упал! Если бы сам в детстве не жил с соседями, без горячей воды, то, наверное, потом не смог бы поднять свой бизнес. А я жил! И у бабушки, которую сослали, и в большой коммуналке, где было, как у Высоцкого, «на тридцать восемь комнаток всего одна уборная». А у нас комнат было шестнадцать! Я эти запахи отлично помню и очереди в туалет и на общую кухню. Я вырос в обычном московском дворе и не буду надувать щеки, будто я из родовой аристократии. Вся эта распальцовка для бизнеса помеха. Как раз успеха в нем добиваются те, кто лучше понимает «галерку»… Я легко нахожу общий язык со всеми. Например, на охоте, когда встречаюсь с егерями. Вот дети мои, похоже, вырастут другими. А уж из меня-то и моих партнеров, которые все жили в общежитии, «дым отечества» не выветрится.

Владимир КОЖЕМЯКИН

От редакции. Суждения П. Авена, конечно, просят комментария. Можно усомниться в том, что бороться с бедностью — дело исключительно государства, что быть бедным — стыдно и что богатые нравственнее тех, кто имеет меньше. Но мы решили вынести мнение олигарха на суд читателей.