От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 20.10.2004 00:00:22 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

А. Асриян. За что сожгли Джордано Бруно? (*+)

http://www.livejournal.com/users/asriyan/65375.html

Пишет Армен Асриян (asriyan)
@ 2004-10-18 20:31:00





ТАК ЗА ЧТО ЖЕ АБОРИГЕНЫ СЪЕЛИ КУКА?

Тут народ как-то всерьез озаботился Джорданой Бруной, все больше по поводу
того, что знатный сожженец был хоть и менее знатным, но антисемитом. Что тут
скажешь? Был, конечно, был, но любим мы Святую Инквизицию не только за это:
Помнится, в свое время тему <Бруно-ученого> закрыл Александр Койре. К
сожалению, в не нашел в сети текста его замечательных <Очерков развития
философской мысли>, где не просто крайне пренебрежительно характеризуется
Бруно, как мыслитель, (вот, не помню, в какой статье - не то <О влиянии
философских концепций на развитие научных теорий>, не то <Пустота и
бесконечное пространство в XIV в.>: нет, не помню), но и вполне убедительно
демонстрируется, что:
1. собственно научную среду - тогдашние Оксфорд и Сорбонну - Бруно
невероятно достал, как умалишенный изобретатель, носящийся вокруг с криками
<Внутре! Внутре у ней неонка и думатель!>
2. не существовало никаких изолированных друг от друга <церковной> и
<научной> среды - те же Оксфорд и особенно Сорбонна были серьезнейшими
центрами власти внутри единого церковно-научнго сообщества, и, если бы речь
шла исключительно о новой научной концепции, заступничество университета
полностью исключало любые репрессии. Точнее, даже не так - <чистая> церковь
окрысивалась на <чисто научные> концепции только в злонамеренном воображении
мыслителей Просвещения. В действительности же <чистая> церковь вместе с
университетами активно участвовавла в процессе органичного включения каждой
новой концепции в аристелевско-томистскую картину мира.
3. собственно <множественность миров>, как ее тогда понимали, не имела
ничего общего с представлениями о звездах-солнцах и обращающихся вокруг них
обитаемых планетах, а подразумевала ограниченный замкнутые миры, внутри
которых только и существует пространство и время (как, в частности, нашем),
что исключает само понятие <вовне> (как пространственную категорию). Речь,
таким образом, шла о вещах, принципиально не поддающимся экспериментальной
проверке. Посему <верить> или <не верить> в оную множественность могли
только околонаучные персонажи вроде нашего героя, для серьезных же ученых
тут вставали чисто философские проблемы - например, о физическом смысле
<пространства>. Койре, кстати, приводил огромные цитаты из переписки Гериха
Гентского и Роберта Мидлтаунского - позволявшие не только наслаждаться
чистой поэзией мысли, но и с удивлением обнаруживать, что людей интересовали
ровно те же проблемы, что и физику конца ХХ века.
Но отсутствие в сети книги Койре отчасти компенсировалось тем, что
обнаружилась новая славная книжка (к стыду своему, в свое время прозевал) -
Йейтс Ф.А., <Джордано Бруно и герметическая традиция>, М., НЛО, 2000, и
некоторым количеством доугих забавных публикаций по поводу, которые могут
быть любопытны читателям, интересующимся, за что же, все таки, сожгли
великого мыслителя.
Итак.
Как известно, наш герой, заподозренный в ереси беглый монах-доминиканец,
начал свою публичную карьеру с разглашения тайных мненонических техник,
составляющих <интеллектуальную собственность> ордена:
<Я добился того, что был принят такой высочайшей особой, как король Генрих
III, и меня расспрашивали, была ли моя память, коей я владел и обучал,
памятью естественной или приобретенной с помощью магического искусства: я
доказал Его Величеству, что опорой мне служила не магия, но наука. Позднее
была напечатана моя книга о памяти, озаглавленная De umbris idearum, с
посвящением Его Величеству, в лице которого я приобрел благодарного
читателя.>
Это взгляд самого Бруно на его отношения с Генрихом III, изложенный в
обращении к венецианской инквизиции. Генрих же (будучи более сведущ в зтих
материях, чем почитателиБруно в XIX веке), должно быть, только заглянул в De
umbris idearum, чтобы удостовериться по случаю, что в ней упоминаются
магические изваяния "Асклепия" и содержится список ста пятидесяти магических
образов звезд[:]
Чотто, давая показания на судебном разбирательстве в Венеции относительно
репутации Бруно во Франкфурте, заявлял, что люди, бравшие уБруно уроки в том
городе, говорили ему, что "упомянутыйБруно память и другие схожие с нею
загадочные вещи сделал своей профессией".
http://mnemotexnika.narod.ru/ist_33.htm
Характерно, что поводом (хотя и отнюдь не причиной!), который и привел его,
в конечном итоге, на костер, оказалась именно его пиратская деятельность:
Наконец, причиной, по которой Мочениго приглашал Бруно в Венецию, -
приглашение, послужившее поводом к его возвращению в Италию, окончившемуся
заключением и смертью у огненного столба - было желание учиться искусству
памяти.
В течение последнего года моего пребывания во Франкфурте (говорил Бруно,
обращаясь к венецианским инквизиторам) я получил два письма от сеньора
Мочениго, в которых он выражал стремление обучаться у меня искусству
памяти... обещая принять меня с уважением и почетом.
Это был тот самый Мочениго, который предал Бруно венецианской инквизиции,
пилагая, что в достаточной мере постиг "секреты" его искусства памяти:
http://mnemotexnika.narod.ru/ist_33.htm
Еще более характерно, что наш расстрига не ограничивался чистым пиратством,
а активно искажал первоисточники, не гнушаясь при этом прямой клеветой:
Необходимо также помнить, чтоБруно, хотя и выражал свое восхищение Фомой
Аквинским, восхищался им как магом, возможно, отображая то направление
ренессансного томизма, которое позднее получит развитие у Кампанеллы -
предмет опять же более или менее неисследованный[:]
На Луллиевых кругах Бруно разместил значительно больше букв, чем в
каком-либо из искусств самого Луллия, а греческие и еврейские буквы
первоначальным луллизмом вовсе не использовались. Круги Бруно больше похожи
на алхимические диаграммы Псевдо-Луллия, в которых также используются буквы
не только латинского алфавита. К сочинениям Луллия Бруно причисляет и De
auditi kabbalistico. Библиотекарю аббатства Сен-Виктора он говорил, что
понял луллизм лучше, чем сам Луллий[:]
В "Тенях" Бруно неоднократно ссылается на свою работу под названием Clavis
Magna, которой либо никогда не существовало, либо она не дошла до нас.
"Великий ключ" открывает секрет, как можно обратиться к духам воздуха при
помощи Луллиевых кругов[:]
Образы классического искусства он располагает на комбинаторных кругах
Луллия, но образы - магические, а круги - колдовские[:]
насколько читатель того времени мог распознать направленность бруновских
работ, настолько он увлекался безудержностью отказа от всяких
предостережений и ограничений. Бруно ничто не может остановить, он выполняет
любую процедуру, какой бы опасной или запретной она ни была[:]
чародейка Цирцея - фигура, занимавшая доминирующее положение в воображении
Бруно - всегда одной из первых появляется в его работах. И тот, кто первым
вступил в "связь с демонами" - тема, которую Бруно позднее будет исследовать
под тридцатью рубриками[:]
Преобладание варварских и магических имен придает перечню необычный
архаический характер. Разворачивая всю историю человеческой цивилизации,
круг имен представляет нам круг интересов, подходов, склад ума самого Бруно.
Акцент на магии всевозможных типов, привлечение имен "демонических" магов
указывает на то, что это память величайшего мага. Смелое сопоставление магии
и религии - на том основании, что в религии имеются ритуалы и
жертвоприношения, представленные и на кругах, говорит о том, что перед
нами - маг, исповедующий магическую религию, который впоследствии будет
говорить о возрождении магической религии египтян:
http://mnemotexnika.narod.ru/ist_33.htm
Вообще говоря, все <смелые сопоставления> и прочие выверты базировались
исключительно на невежестве - Бруно вместе с ему подобными, черпал <древнюю
египетскую мудрость> из позднейших александрийских источников сомнительного
происхождения - но об этом я ничего, к сожалению, сейчас не нашел.
Но зато - <Васисуалий Лоханкин и его роль в русской революции>:
"среди тех, кто в уединении достиг видения и получил чудесные способности,
были Моисей, Иисус из Назарета, Рамон Луллий".
http://www.countries.ru/library/renesans/vzritbruno.htm
поставьте рядом уже процитированное:
он говорил, что понял луллизм лучше, чем сам Луллий:
надо полагать, раз понял лучше, то и на место в списке претендует, как
минимум, наравне с перечисленными: Если не выше.
Ну, и дальше:
Бруно, отбрасывая попытки: примирить христианство и магию, безоговорочно
возвращается к её языческим истокам. И далее он уповает на то, что
великолепная магическая религия египтян вернётся, их нравственные
установления придут на смену хаоса нынешнего века, пророчества исполнятся, а
небесным знамением, возвещающим, что египетский свет уже возвращается,
является гелиоцентрическая система Коперника[:]
Уже, будучи в руках инквизиции, Бруно в камере проповедовал, что крест на
самом деле священный знак египтян, и что крест, на котором был распят
Христос, имел не такую форму, как у крестов на алтарях, а крест в его
нынешней форме изображён на груди у богини Изиды, и что христиане украли его
у египтян:
http://www.countries.ru/library/renesans/vzritbruno.htm
И - закономерный финал:
известно: что в конце венецианского разбирательства Бруно полностью отрёкся
от всех ересей, в которых его обвиняли, и покаянно предался на милость своих
судей. Но по закону его должны были перевести в Рим, где дело затянулось. В
1599 году была сделана попытка прояснить ситуацию: знаменитый иезуит Роберт
Беллармино с помощью Трагальоло извлёк из сочинений Бруно восемь еретических
положений, от которыхБруно предложили отречься, на что он изъявил
готовность. Но в том же году он взял назад все отречения, упрямо повторяя,
что не писал и не говорил ничего еретического и что служители Святой службы
ложно истолковали его взгляды. Тогда Бруно вынесли приговор как
нераскаявшемуся еретику и предали светским властям для наказания. Его сожгли
заживо в Риме, на Кампо де Фьори, 17 февраля 1600 года.
http://www.countries.ru/library/renesans/vzritbruno.htm
А вы чего-то другого хотели?

PS. Ах, да - по поводу отношений с <академическими кругами: Ничего, по сути,
не добавляет, но тоже характерно и забавно:
Вторым и очень ярким произведением, которое публикует Бруно в Англии, стала
<Великопостная Вечерня>. Произведение в яркой и сатирической форме описывает
непростые взаимоотношения, которые возникли междуБруно и тогдашней
Оксфордской профессурой. Суть конфликта станет понятной, если процитировать
отрывок, в котором Бруно описывает сам себя: <:тот, кто пересёк воздушное
пространство, проникнувший в небо, пройдя меж звёздами за границы мира>. И в
другом месте: <Филотео Джордано Бруно Ноланец, доктор самой изощрённой
теологии, профессор самой чистой и безвредной магии, известный в лучших
академиях Европы, признанный и с почётом принимаемый философ, всюду у себя
дома, кроме как у варваров и черни, пробудитель спящих душ, усмиритель
наглого и упрямого невежества, провозвестник всеобщего человеколюбия,
предпочитающий итальянское не более, нежели британское, скорее мужчина, чем
женщина, в клобуке скорее, чем в короне, одетый скорее в тогу, чем
облечённый в доспехи, в монашеском капюшоне скорее, чем без оного, нет
человека с более мирными помыслами, более обходительного, более верного,
более полезного:> и далее в таком же духе.
У нас есть возможность посмотреть, насколько это самомнение расходится с
взглядом со стороны. Вот мнение о Джордано Бруно, высказанное Джоржем
Эбботом, слушавшем его выступление в Оксфорде: <:он (Бруно скорее отважно,
чем разумно, встал на высочайшем месте нашей лучшей и самой известной школы,
засучив рукава, будто какой-то Жонглёр, и говоря нам много о центре, круге и
окружности, он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение
Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле
это его собственная голова шла кругом, и его мозги не могли успокоиться>:
Бруно выступил в Коллеж де Камбре с публичным диспутом на тему <Сто двадцать
тезисов о природе и мире против перипатетиков>. Вот как описывает эти
события отец Котен, библиотекарь аббатства Сент-Виктор, в библиотеке
которого Брун часто бывал после своего возвращения из Англии.
<Бруно вызвал королевских чтецов и всех слушателей в Камбре, были 28 и 29
мая 1586 года, среда и четверг недели Пятидесятницы. Защищал тезисы Эннекен,
ученик Бруно, занимавший <главную кафедру>, а сам Бруно занимал <малую
кафедру, у двери в сад>. Возможно, это была мера предосторожности, на
случай, если придётся убегать, ? и убегать действительно пришлось. После
речи, произнесённой Эннеке, Бруно встал и обратился ко всем с призывом
опровергнуть его и защитить Аристотеля. Никто ничего не сказал, и тогда он
закричал ещё громче, словно одержав победу. Но тут встал молодой адвокат и в
длинной речи защищал Аристотеля от Бруновских клевет. Студенты схватили
Бруно и сказали, что его не отпустят, пока он не отречётся от клевет на
Аристотеля. Наконец, он от них освободился под условием, что на следующий
день вернётся, что бы ответить адвокату. Но на следующий день Бруно не
появился, и с тех пор в этом городе не показывался>.
В начале 1588 года Бруно уехал из Виттенберга в Прагу, где пробыл около
шести месяцев. Здесь располагался двор императора Рудольфа II, собравшего
под своё крыло астрологов и алхимиков со всей Европы, которые помогали ему в
поисках философского камня. Здесь Бруно издаёт книгу под названием <Тезисы
против математиков> (). Книгу иллюстрирует
загадочная серия диаграмм. У них обманчиво геометрический вид, хотя иногда и
с включением неожиданных предметов, вроде змеи или лютни. Книга путанная и
сложная для восприятия, возможно написанная каким-то шифром.
http://www.countries.ru/library/renesans/vzritbruno.htm
Ну, а что касается собственно <коперникианства>, то несмотря на утверждения
вроде:
Бруно не столько популяризировал учение Коперника, сколько компрометировал,
вовлекая в контекст магических суеверий, по сравнению с которыми не только
система Птолемея, но и схоластический аристотелизм в целом выглядели
эталоном научного рационализма:
http://www.ao.orthodoxy.ru/arch/021/021-dron.htm
не надо забывать, что сам Коперник играл в те же игры (без которых,
очевидно, и его отношения с Иквизицией сложились бы совершенно иначе):
Коперник объяснял:, почему он считает, что именно Земля вращается именно
вокруг Солнца, а не наоборот. <Потому что, как говорит Гермес Трисмегист,
величайший из магов древности: "Солнце есть величайший из богов, живой образ
Бога, вокруг которого, как перед троном своего отца пляшут дети - планеты>.
http://creatio.orthodoxy.ru/articles/dsysoev_sciencerel.html
Общество, впрочем, было куда ширше и включало других знатных революционеров:
Другой заметной фигурой среди магов был Томазо Кампанелла (1568-1639). В
своих сочинениях оба мыслителя неоднократно обращаются к магии и герметизму:
"Магия и благодать", "О математической магии", "О смысле вещей и магии",
"Кабала пегасского коня" и другие:
Ну, и так далее.
Суду, в общем, все ясно.

Вопрос к заданию: ответить, почему, как только всматриваешься подробнее в
любого персонажа просвещенческого мифа, вылезает подобная гадость?