От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 13.10.2004 22:10:23 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

К. Крылов. О "терпимости"-"толератности" (*+)

http://www.livejournal.com/users/krylov/962729.html

Терпимость
Очень хорошее рассуждение о терпимости от mtyukanov. (Есть ещё лучшее у
nataly_hill. но оно подзамочное, увы).
=============

Вроде бы все с ними просто -- способность терпеть, (tolerare, tolerate)
что-то или кого-то. Терпеть можно то, что не нравится. Что в чем-то плохо.

Но на практике под "терпимостью" часто подразумевают безразличное, а то и
положительное отношение к объекту терпимости. Скажем, типичный
западноуниверситетский левак убежден, что он очень толерантен, поскольку
поддерживает гомосексуалистские, феминистские и негритянско-латиносские
организации. Но это не толерантность -- как можно "терпеть" то, что
поддерживаешь, в чем не видишь ничего плохого? Минимально толерантное
отношение к, скажем, гомосексуалистам заключается в том, чтобы оставлять их
в живых. Более толерантное -- не избивать и не сажать в тюрьму. Еще более
толерантное -- не оскорблять. Еще более -- игнорировать. Предел
толерантности -- "у меня своих грехов хватает, так что других судить не
буду, хотя хорошего в этом, конечно, ничего". За пределами этого -- "а что в
этом плохого?" -- уже не толерантность, а индифферентность, а далее --
положительное отношение. [...]

Казалось бы, выход прост -- перестанем подменять термины и начнем
проповедовать истинную терпимость. Но терпимости добиться сложнее. Тех, на
кого терпимость направлена, она явно не устраивает. Ну что такое -- "ко мне
относятся терпимо"? Хочется, чтобы относились хорошо, а не всего лишь
терпели. Человек, терпимо относящийся к евреям, например, иначе называется
"скрытый антисемит". Вроде Никсона. Ни евреям, ни тем, кто к ним хорошо
относится, это не нравится. Конечно, истинно терпимые евреи проявляют
взаимную терпимость и к таким антисемитам. Герман Вук в Inside, Outside
неплохо описал эту ситуацию (как раз с Никсоном). Но хочется-то ведь
все-таки большего.

Не нравится терпимость и тем, кто ее проявляет. В самом деле, проявлять
терпимость -- это ведь мириться с неприятным, с тем, что не нравится, что
плохо. Со злом, в конечном счете. Душа восстает против такого: как же, если
это зло -- надо с этим бороться. А если не надо бороться -- значит, ничего в
этом плохого нет. Логично, естественно. Душевно порой проще заставить себя
отнестись положительно.

=======================
На самом деле это очень глубоко: "полюбить", в общем, и в самом деле проще,
чем терпеть.

Потому что формула терпимости такова: "да, это зло, но все известные нам
способы ликвидации этого зла причинят ещё большее зло, поэтому придётся
терпеть". Ситуация это нервная, поскольку у этой мысли есть продолжение: "а
буде у нас окажутся средства ликвидации этого зла, которые нам покажутся
приемлемыми, мы его прихлопнем". И далее - "...или когда какой-то из
способов ликвидации этого зла, который сейчас нам видится большим злом,
покажется нам всё-таки приемлемым (ибо зло достало неимоверно), то тут-то мы
уж его уконтропупим". Но это значит - ждать, причём чёрт знает сколько. А
ждать не хочется. Хочется перестать ждать - любой ценой, даже ценой отказа
от своей оценки чего-то как зла. "Ну и что, что оно такое. Оно на самом деле
ничего. Очень даже ничего. Они же, в сущности, не такие уж плохие ребята.
Будем дружить."

С другой стороны. Зло, как правило, ходит на двух ногах, и терпимость к себе
воспринимает только как отсрочку приговора. "Нас терпят" всегда означает
"нас пока терпят". Отсюда традиционная стратегия зла: пока нас терпят,
сыграть на опережение. Ну там захватить власть, подмять под себя каналы
пропаганды, изменить общественную мораль, или каким-нибудь другим способом
заставить себя любить. Или хотя бы себя бояться. Так, чтобы никто не смел и
думать об "изыскании средств" против оного зла.

Так что - - -

)(