От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 11.10.2004 21:33:34 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Егор Холмогоров о Жаке Деррида (*+)

http://radiomayak.ru/interview/04/10/11/32453.html

В перестройке он разглядел утопию
2004/11/10 | 09:26
Егор Холмогоров (обозреватель)

Прослушать запись


Во Франции скончался известный философ Жак Деррида. "Жака Дерриду читали, им
восхищались, публиковали и обсуждали во всем мире. Он останется в нашей
памяти первооткрывателем и невероятно плодовитым мэтром", - заявил, узнав о
кончине философа, президент Франции Жак Ширак. О значении философского
творчества скончавшегося философа размышляет наш обозреватель Егор
Холмогоров.

ХОЛМОГОРОВ: Во Франции Жака Дерриду провожают с помпой, поскольку степень
его влияния на интеллектуальную и даже общественную жизнь этой страны трудно
переоценить.

Даже тому факту, что сегодня на многих улицах Парижа не так просто встретить
человека в европейской одежде и европейской внешности, французы более всего
обязаны именно Дерриде. Именно он стал интеллектуальным лидером борьбы за
права эмигрантов из Азии и Африки.

Именно он долгие годы доказывал французам, что европейская культура не имеет
никаких преимуществ перед арабской или африканской. И, в общем, доказал.

В результате Франция стала сегодня, наверное, самой неевропейской страной
Европы. И в лице Дерриды она провожает духовного отца ее нового пути. Куда
этот путь приведет - сказать пока трудно.

Во многих других странах, и особенно в России, кончина Дерриды будет
встречена официально холодно. А неофициально даже с насмешкой, которая,
казалось бы, совершенно не приличествует такому печальному поводу.

Но что делать, трудом жизни Дерриды было стирание граней между верхом и
низом, правым и левым, печальным и радостным, серьезным и шутовским. Он
называл это деконструкцией - развинчиванием на части привычной нам логики,
правил и смыслов.

Деррида в этом не слишком преуспел, но в отношении к себе он результата
добился. За пределами Франции значительная часть интеллектуалов воспринимала
его с иронией, насмешкой, а то и отвращением.

И даже после его кончины многим трудно придерживаться принципа "о мертвых
либо хорошо, либо ничего". Тем более что и сам Деррида считал этот, как и
любые другие, принцип проявлением "репрессии", подавления мысли.

И по этой самой причине призывал относиться ко всем принципам, привычным
установкам и формулам с предельным недоверием. Как бы сказал живший на
полстолетия раньше другой французский философ - Рене Генон, Деррида был
ярчайшим представителем контртрадиции.

Умственного течения, которое видит свою задачу в подрыве любых устоев и
сомнении в любых истинах. И, наверное, главная причина, по которой Деррида
никогда так и не получил широкой популярности в России, состоит в том, что
для нас в его деконструкции не было ничего нового.

У нас весь ХХ век состоял из деконструкций.

И недоверие к любой истине в последней инстанции нашло у наших доморощенных
лагерных философов такую чеканную и тотальную формулу, что Дерриде и не
снилось: "Не верь. Не бойся. Не проси".

Недоверие ко всему. Сомнение во всем. Отказ от какой-либо надежды.

По сравнению с этим шуточки французского постмодерниста казались слишком
плоскими, порожденными пресыщением, а не голодом. Нам просто нечего
разрушать, - у нас все было разрушено несколько раз до основанья, а затем
еще раз разрушено.

И поэтому Россия сейчас остается, видимо, самой влюбленной в традицию
страной в мире. Ей давно уже хочется не деконструкции, а реконструкции. Не
всеобщего сомнения, а хотя бы чего-то, в чем можно не сомневаться.

Именно поэтому почивший с миром законодатель французской философской моды в
России так и остался прежде всего героем анекдотов, которые рассказывают
друг другу подвыпившие студенты-философы.