|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
14.10.2004 23:04:57
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
'Периферийный либерализм' в России ("Foreign Policy", США) (*+)
http://www.inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/213714.html
'Периферийный либерализм' в России ("Foreign Policy", США)
Лилия Шевцова, 12 октября 2004
Сюжет: Путин - молод и силен
В России рыночный экономический детерминизм 1990х гг. породил иллюзию, будто
преимущества капитализма в конечном итоге приведут к превращению всех
жителей в страны в стойких поборников демократии. Вместо этого российский
опыт показал, что экономический рост может стать катализатором
националистической ностальгии по давно утраченному сверхдержавному статусу.
Сойдя с демократических рельс, Россия застряла на 'промежуточной станции',
где сила сочетается с бессилием, могущество бюрократии сдерживает
авторитарные тенденции руководства, а процветающий частный бизнес вынужден
кое-как сосуществовать с государственными предприятиями.
Конечно, большинство обществ переходного периода представляют собой некий
гибрид (достаточно вспомнить Китай). Но какой именно гибрид сложился в
России? В каком направлении намерен Путин вести страну в годы второго
президентского срока? Хватит ли ему смелости порвать связи между властью и
бизнесом, между теми, кто принимает решения, и теми, кто на них влияет? И
какая судьба ждет Россию, если это ему не удастся?
Ответы на эти вопросы ищет Григорий Явлинский в своей книге 'Периферийный
капитализм'. Будучи профессионалом-экономистом и одним из самых видных
лидеров оппозиции в России, он обладает как интеллектуальными, так и
практическими способностями для анализа подобных проблем. Впервые Явлинский
появился на политической арене в 1990 г. в качестве молодого и
многообещающего вице-премьера первого постсоветского правительства России,
возглавляемой тогда президентом Борисом Ельциным. Позднее он пошел на смелый
и необычный шаг - ушел из правительства, создал демократическую
оппозиционную партию 'Яблоко' и привел ее в Думу, где десять лет штурмовал
баррикады российского 'мягкого авторитаризма'. Сначала, в 1990 г., он
разработал план преобразования советской экономики под названием '500 дней'.
В 1991 г. он представил программу 'Согласие на шанс', целью которой была
интеграция России в мировую экономику. Затем, в 1992 г., пришла очередь
'Нижегородского пролога', проекта по осуществлению экономических реформ
'снизу' - в российских регионах - не ожидая согласия Кремля. Помимо этих
масштабных инициатив, Явлинский был автором многих реформаторских законов, в
том числе относительно соглашений о разделе продукции в нефтяной сфере: этот
закон получил высокую оценку у западных нефтяных компаний, поскольку
позволял защитить их инвестиции от колебаний обменного курса и изменений в
режиме налогообложения.
Явлинский действительно пользуется популярностью у западных
предпринимателей, интеллектуалов и неправительственных организаций. В то
время как большинство представителей политического класса России по-прежнему
говорит на 'языке государственников', в основе которого лежит убеждение в
уникальности России, которой самой судьбой предначертано двигаться по
собственной полуавторитарной орбите, Явлинский - один из немногих, кто в
открытую выступает за верховенство закона и интеграцию страны в мировую
экономику. Однако популярность за рубежом не обернулась политическим успехом
на родине. На парламентских выборах в декабре 2003 г. возглавляемая
Явлинским партия 'Яблоко' не завоевала ни одного места в Думе. Отчасти ее
поражение было связано с влиянием действующего президента Путина. СМИ лишь
мельком упоминают об оппозиционных партиях, поскольку телеканалы и
радиостанции буквально забиты 'нейтральными' комментаторами, на деле
фактически играющими роль рупоров Кремля. Однако 'Яблоко' пострадало и от
того, что народ повернулся спиной к либерализму, который в умах российских
избирателей всегда будет ассоциироваться с хаосом и коррупцией Ельцинской
эпохи квазиреформ. Фактически российский народ ставил 'Яблоку' в вину
политику, которую партия никогда не поддерживала. 'Главная проблема нашей
партии в том, что нам не удалось убедить россиян, что мы не
'бизнес-демократы', которые действовали исключительно в собственных
интересах', - признал заместитель председателя 'Яблока' Сергей Иваненко
после поражения на выборах.
'Периферийный капитализм' вышел буквально накануне выборов; его идеи были
продублированы в предвыборном манифесте Явлинского. Главный аргумент автора
выражен афоризмом в духе Льюиса Кэррола: 'Российская действительность - это
капитализм, не совсем капитализм, и совсем не капитализм'. В отличие от
своей советской предшественницы российская экономика привязана к мировым
рынкам, но, по мнению Явлинского, способна существовать лишь на самой
далекой окраине мировой экономики. Несмотря на обещание демонтировать
олигархическую систему, данное Путиным еще в первый президентский срок,
целые отрасли российской экономики по-прежнему монополизированы магнатами,
многие из которых неформально связаны с могущественными бюрократами,
контролирующими такие сектора как сельское хозяйство, оборона или
нефтегазовая отрасль. Со сталинских времен мало что изменилось, констатирует
Явлинский. Вместо экономического планирования государство теперь руководит
бизнесом.
Не впечатляет Явлинского и экономический рост в России, среднегодовые темпы
которого сегодня колеблются на уровне 5% от объема валового внутреннего
продукта (ВВП). Эти достижения, отмечает он, связаны не столько с политикой
Путина, сколько с ростом цен на нефть. Действительно, если российский
Госкомстат утверждает, что на долю энергетического сектора приходится лишь
9% ВВП страны, то, согласно недавней оценке Всемирного банка, этот
показатель приближается к 25%. Хотя нефтяные доходы и золотовалютные резервы
Центробанка находятся на рекордном уровне, лишь малая часть этих средств
направляется на формирование среднего класса и создание высокотехнологичного
сектора, что позволило бы снизить зависимость страны от рынков готовой
продукции. Сегодня российская экономика демонстрирует 'рост без развития',
утверждает Явлинский. Лишь четверть населения живет в относительно
приличных, современных условиях.
Можно ли вывести российский капитализм из 'периферийного' состояния?
Явлинский настаивает, что экономические реформы по-прежнему ждет неудача,
пока не будут решены 'фундаментальные политические и институциональные
проблемы'. Он предлагает сократить полномочия государственных структур в
экономике и отделить суд от прокуратуры: независимость судебной системы -
единственная гарантия прав собственности, критически важный компонент
рыночной экономики. Но любые усилия реформаторов обречены, утверждает
Явлинский, если правительство страны не будет формироваться на партийной
основе - это позволило бы повысить его подотчетность парламенту и народу. Он
не предлагает наделить Думу сверхширокими полномочиями: Россия до сих пор с
содроганием вспоминает тупиковую ситуацию, возникшую в начале 1990х гг.,
когда коммунистические и левые партии объединились для противостояния
реформам. Вместо этого он предлагает создать систему сдержек и противовесов,
аналогичную той, что существует во Франции, где победившие на выборах партии
формируют правительство, а руководство исполнительной властью разделено
между президентом и премьером.
Явлинский буквально фонтанирует ценными идеями. Однако, как известно каждому
экономисту, если предложение какой-либо продукции сильно превышает спрос, ее
будущее выглядит печально. Российское общество, пережив бесчисленные
инициативы, в результате которых большинство проигрывало, а в выигрыше
оставалось ничтожное меньшинство, страдает сегодня хроническим
переутомлением от реформ. Россияне отдают предпочтение стабильности и
порядку, что дает возможность провести в стране еще одни реформистский
эксперимент - на сей раз на основе жесткого авторитаризма. Без
институциональных реформ Россия обречена прозябать на периферии, испытывая
все большее разочарование и враждебность по отношению к Западу. В этом
смысле книга Явлинского - не только 'рабочий чертеж' реформ, но и
предостережение о том, какой опасностью чревато бездействие.
Лилия Шевцова - соруководитель Проекта по изучению российской внутренней
политики и политических институтов при Московском центре фонда Карнеги. Она
является автором книги 'Путинская Россия' ('Putin's Russia', Washington,
Carnegie Endowment for International Peace, 2003