|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
20.10.2004 20:53:41
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
<Дойные коровы> российской экономики (*+)
http://www.rosbalt.ru/2004/10/20/181782.html
<Дойные коровы> российской экономики
Вдохнуть жизнь в амбициозные проекты подъема российского ВВП государство
хочет при помощи бизнеса. При этом власть, как и прежде, не имеет желания
отдавать свои стратегические объекты в чужие руки: закон это запрещает, а
бизнес не готов вкладывать деньги, не имея за ними никакого контроля -
инвестиции могут не вернуться. Поэтому возник компромиссный механизм -
государственно-частное партнерство, на которое обе стороны возлагают сейчас
свои надежды.
----------------------------------------------------------------------------
----
Суть государственно-частного партнерства (ГЧП) в том, что оно позволит
бизнесу извлекать прибыль из эксплуатации государственных и муниципальных
объектов, куда раньше частнику вход был закрыт. Госвласть и муниципалитеты,
в свою очередь, при помощи денег предпринимателей смогут обновить свое
хозяйство, завершить многочисленные долгострои и ввести новые объекты.
Заменить, например, трубы обветшавших теплотрасс или положить новый асфальт
на улицах. Да и прибыль определенную смогут получать - параллельно с
бизнесменами - от продажи продукции или предоставления коммунальных услуг,
тем более при отмененных льготах.
На федеральном уровне ГЧП можно использовать для решения очень дорогостоящих
задач, которые ни один бюджет <не потянет>. К примеру, покрытие страны сетью
платных автодорог. Строительство даже одной приличной новой трассы обойдется
в десятки миллионов долларов, а ведь при этом надо поддерживать в
относительно рабочем состоянии уже существующее дорожное хозяйство. Поэтому
Правительство обращается к бизнесменам, обещая им <верную прибыль> в виде
платы за проезд по новой дороге, пока она не окупится. Аналогичная схема
работает и при строительстве нефтепроводов, в которых может быть
заинтересован бизнес.
Задачи местного уровня менее объемны, но не менее важны. В первую очередь,
они касаются допуска внешних инвесторов к коммунальному хозяйству городов и
поселков при сохранении безусловной муниципальной собственности на все
подобные объекты. Как известно, муниципалитеты своих средств практически не
имеют, а крупные кредиты брать не могут, поскольку отдавать их нечем. Бизнес
же не хочет брать на себя дотирование многочисленных льготников и работать
<в кредит>, беспроцентный и бессрочный.
В такой ситуации весьма важно, что стратегический курс на партнерство власти
и бизнеса теперь поддержан председателем Правительства России Михаилом
Фрадковым. Это стало символом того, что власть признаёт возможность новых
отношений с инвесторами, собирается делить с ними риски и ответственность, а
самое главное - готова защитить вложенные деньги. Для этого были предприняты
реальные шаги - подготовлены законопроекты <О концессиях>, <О платных
дорогах> и им подобные, а некоторые из них уже проходят чтения в Госдуме.
Тезис о <социальной ответственности> бизнеса, также громко провозглашенный
властями, в немалой степени будет реализован именно в форме
государственно-частного партнерства. Поскольку в большинстве случаев деньги
бизнеса будут нужны как раз для социально значимых проектов.
Например: частная управляющая компания берет на себя качественное
обслуживание муниципальных теплосетей и водопроводов; внешние инвесторы
финансируют строительство новых комфортабельных автодорог в регионе; власть
и крупная корпорация на паритетных началах строят предприятие, которое даст
работу жителям...
При таком варианте <давить на совесть толстосума> не понадобится -
привлеченный очевидной выгодой он сам будет стараться опередить конкурентов
в стремлении вложить деньги в такие проекты. А в результате выигрывают и
рядовые граждане, и государство.
Выстраиванию культуры отношений бизнеса и власти должны помочь формирующиеся
саморегулируемые организации - объединения бизнесменов, созданные ими
самими. Взять, например, три ассоциации общероссийского масштаба - РСПП,
ОПОРу и <Деловую Россию>. Они во многом окупили затраты на свое создание уже
тем, что облегчают российским компаниям обустройство на новых рынках, в том
числе зарубежных, и отстаивание своих интересов. Для этих целей, например,
был учрежден Российско-Китайский деловой совет, возглавляемый лидером
<Деловой России> Борисом Титовым.
С другой стороны, саморегулируемые организации следят за <моральным обликом>
своих членов - не допускают запрещенных приемов и недружественных
поглощений. Тот же РСПП создал своеобразный <суд чести> - Объединенную
комиссию по корпоративной этике (возглавляет ее опять же Борис Титов),
которая разбирает конфликты между предпринимательскими структурами до суда и
может предъявить виновному такие санкции, что мало не покажется.
Для власти <суды чести> бизнесменов важны тем, что ей будет предложен на
выбор список уже прошедших <внутреннее чистилище> партнеров - которые не
подведут с исполнением своих обязательств перед государством и не навлекут
на его <первых лиц> гнев народа, например, за отсутствующее отопление.
Таким образом, существование саморегулируемых организаций бизнеса немалым
образом облегчает задачу формирования не только пространства для ГЧП, но и
нахождения и <притирки> возможных партнеров. Несомненно, подобные
организации будут формироваться в России еще до вступления закона о них в
силу, причем не только по <цеховому>, но и по территориальному принципу.
Нечто подобное мы имеем сегодня в форме региональных торгово-промышленных
палат, зарекомендовавших себя более чем успешно.
Как известно, второй участник ГЧП - власть - уже выразила заинтересованность
в корректном, законопослушном и социально ответственном бизнесе.
Саморегулируемые организации бизнеса как раз и направлены на достижение этих
качеств. Поэтому в таком <союзе равных> решение многих государственных
задач, в том числе задачи удвоения ВВП, может оказаться более эффективным,
если не единственно возможным.
<Я считаю, что сейчас происходит процесс превращения бизнеса, не связанного
с <силовой олигархией>, в дойную корову, - говорит руководитель Института
модернизации Михаил Делягин, - Поэтому в моем видении формирование
саморегулируемых организаций - <профсоюзов> бизнеса - этой тенденции никак
не противоречит, потому что профсоюз тоже может быть дойной коровой. Это
просто другая форма деятельности государства, которое представляет собой
симбиоз либеральных фундаменталистов и силовых олигархов. В сферу
деятельности первых саморегулируемые организации вполне укладываются>.
<Идея представляется такой, что государство сбрасывает с себя ненужные
функции. Есть, конечно, функции, которые нельзя передавать - к примеру,
функцию разработки реформ, которую у нас выполняли государственные
заинтересованные ведомства. Если передать такие функции - будет катастрофа.
Но до определенного предела делегирование функций даже необходимо, чтобы
государство не лезло в каждую дырку и спокойно занималось выполнением своих
основных задач>, - считает Делягин.
Несмотря на то, что значимая роль саморегулируемых организаций в
зарождающемся в России гражданском обществе вполне очевидна, и действуют они
уже давно и, в целом, успешно, закона, регламентирующего их деятельность, в
РФ до сих пор нет. Второе чтение Закона о саморегулируемых организациях в
Госдуме запланировано на 27 октября - спустя целый год после первого чтения.
Сами бизнесмены считают, что такой закон необходим.
<Несомненно, постановка на законную основу отношений саморегулируемых
организаций с государством нужна, - говорит Борис Титов, - Есть определенные
особенности нашей корпоративной системы, особенности развития экономики, при
которых не было обычая, не было авторитетности организации, по-другому
складывались отношения бизнеса и общества, поэтому приходится некими
специальными <механическими> средствами определять некоторые системы
взаимоотношений. Тем не менее, эти взаимоотношения есть, и есть их
перспектива.
Поэтому мы видим и свою перспективу, как организации по объединению
предпринимателей, организации тех предпринимателей, которые сегодня
являются, наверное, наиболее динамичной частью начинающей вставать на ноги
корпоративной системы, которые сегодня работают каждый день на рынке, в
конкурентной борьбе добывая свою прибыль,> - полагает Титов.
<Например, в рамках <Деловой России> создана организация по
саморегулированию качества продукции, которая начинает работать в различных
отраслях промышленности; некоторые функции саморегулируемой организации
выполняет созданная нами с РСПП Комиссия по этике. Мы считаем, что, к
примеру, Комиссия по этике вполне будет удовлетворять обсуждаемому закону, и
ей уже могут быть делегированы от государства определенные функции, которые
этот закон должен прописать>, - считает лидер <Деловой России>.
Урван Парфентьев, ИА <Росбалт>. Москва