От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К Durga
Дата 06.10.2004 21:46:48 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Как же правильно?

>Молитвы учить не стоит, потому что это иррациональная сфера, в то время как университет - сфера рациональная. А письм Маркса Кугельману - сфера рациональная, и вопрос стоит в том, какие предметы учить и как курс построить. По хорошему это должно быть в большей степени в компетенции универа.

Выбор курсов в компетенции университета - это одно из возможных разумных решений (тут есть некоторые тонкости, разумно, чтобы разные ВУЗы координировали свои усилия, но Ваше предложение в целом возможно). МГУ исключить марксистско-ленинскую подготовку не мог.

>Вот видите, канадцам вы можете простить работу их спецслужб.

Я не уточнял, но думаю, что решение об обязательном предупреждении об остроте пищи в Канаде принято не спецслужбами, а органом местного самоуправления (которые там наделены весьма большими правами). То, что китайцы не чувствовали себя сильно ущемленными, я могу свидетельствовать - я общался с китайцами и в университете, и в китайском квартале, а в китайское кафе ходил каждый день, ибо оно было самое дешевое. Везде граждане были (в целом) доброжелательно настроены, пытались понять мой английский, помочь и т.д. Если бы было значительное недовольство, думаю, это было бы заметно.

> Представьте себе, что в церкви около икон заставили бы повесить таблички "целовать осторожно, возможна инфекция". Это оскорбительно.

Вовсе нет. Это объяснимо - я понимаю, почему общество может требовать соблюдения гигиенических норм от всех. Пример не очень удачен, ибо в приведенном примере каждому и так ясно, что целуя икону, а не просто прикладываясь (как сейчас принято), рискуешь, а про загадочные китайские блюда заранее неочевидно, какие пресные, а какие смертельно острые ;-). В целом, я думаю, если бы местная власть пришла в конкретную церковь и сказала, что граждане целуют икону, и заболевают - община бы согласилась повесить предупреждающую табличку (да и другие меры можно было бы принять).

> "Вот он я какой святой и чистый вылезаю из воды".

Православный - это не знак качества. Видимо, Вам не повезло в жизни встретиться с каким-то плохим человеком, носящим крестик. Это (увы) бывает. Большинство знакомых мне верующих под такой фразой не подписались бы, и вообще настроены исключительно мирно.

Проблема в том, что ограничения для верующих в СССР были именно унизительными, и не были вызваны какой-то пользой для других людей (или по крайней мере такая польза была, в отличие от Вашего примера, совершенно неочевидна). Когда церковное имущество забирают, чтобы продать за границу, и на вырученные деньги накормить голодающих Поволжья - это с моральной точки зрения одна ситуация. Но когда конкретную церковь закрывают потому, что такая разнарядка поступила из совета по делам религий (а не потому, что она кому-то мешает, или в ней люди заражаются, целуя иконы) - это совершенно другая ситуация.

> На самом деле, если бы вам это разрешили, потребовали бы крестных ходов по арбату, обязательных церковных уроков, постоянного показа по телевидению и т.п.

Отчасти. В праздник провести крестный ход по городу, где есть значительное количество желающих в нем участвовать - действительно считаю разумным. Но я при этом готов постоять в пробке, когда сторонники В.И.Ленина пойдут с его портретами на демонстрацию в свой праздник. Обязательное преподавание православия для всех - такого и в мыслях нет (такого и в царской России не было, у мусульман были свои школы). Можно сделать, как в Литве (где, как объяснял мне друг, в каждой школе должен быть урок либо какой-то религии, либо безрелигиозной нравственности - по выбору школьного совета). По телевидению разумно было бы делить время (например, пропорционально численности сторонников). Допускаю, что достанется православным по сегодняшней ситуации немного времени - но зато его можно будет использовать по своему разумению (а не в пересказе безграмотных, а иногда и недоброжелательных журналистов).

С уважением,
Сергей Вадов