От Durga Ответить на сообщение
К Дм. Ниткин
Дата 30.09.2004 17:39:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Аргументация ясна.

>>Когда людям говоришь, что вообще говоря в то время на месте Сталина перед войной я бы и сам так поступил - упрятал бы идеологически неустойчивых от греха подальше чтобы не плодить будущих перебежчиков, пленных, полицаев и шпионов - они оказываются очень удивлены, но не возражают...
>
>Я их, кажется, понимаю. И тоже возражать не буду. Но не потому, что согласен, а совсем по другим причинам...

>Только прокомментируйте, пожалуйста, процитированное выше мнение К.Симонова, что репрессии ослабили армию. Считаете ли Вы Симонова некомпетентным в данном вопросе - или он сознательно лгал?


Я думаю, что Симонов некомпетентен в этом вопросе - он всё-таки писатель, а не военный или государственный деятель. Будучи по сути своей профессии идеологом, он не хочет становиться лжецем и пытается в оруэлловских колебаниях партии найти какую-то правду.

Процитируем:
"В своем отношении к Сталину, — писал в этом письме Симонов, — я многие годы был тем, кого называют сейчас "сталинистами", и как писатель-коммунист несу за это свою долю ответственности. Но тем большую ответственность несу я теперь за то, чтобы о Сталине и его культе непогрешимости, к созданию которого мы сами были причастны, говорилась полная историческая правда". "Главной темой письма Симонова была "прямая ответственность Сталина" за тяжелые поражения в начале войны, за лишние жертвы и за репрессии среди военных кадров в 1937-1940 гг. "Вступив в войну после такого разгрома армейских кадров, — продолжал Симонов, — погибла бы любая страна. И то, что наша страна после этого не погибла, — чудо, которое совершили народ и партия, а не Сталин".

Из письма видно, как он колеблется вслед за линией партии запаздывая по фазе, и это доставляет ему моральные страдания. Не может интегрирывать знания, признает себя обманутым всякий раз, и пытается сопротивляться очередной коррекции истории, то есть он искренен. Он чувствует свою ответственность за то, что был "сталинистом", теперь он чувствует, что возможно вскоре ему еще придется почувствовать ответственность за то, что был антисталинистом, и пытается избежать этого неприятного состояния, подкатывающего к нему статуса дессидента.