Отпуски кончились, командировки продолжаются, да еще работы добавили, а значит как в прошлом сезоне не получится.
В тему "расколы и партстроительство" я, конечно, буду материалы добавлять, но после случившегося с КПРФ в июле материалов будет больше. Остается надеятся на помощь заинтересованных в теме форумян.
Где печатают материалы своего съезда сторонники Тихонова, я пока не знаю. Что-то будет в следующем номере "Родной газеты". Пока там только предсъездовский материал.
"РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 35(70), 10 сентября 2004 г., полоса 2
<В новую компартию войдут лучшие люди КПРФ>, -
считает депутат Госдумы, член организационного комитета Александр Куваев
На 11 сентября намечен учредительный съезд новой компартии РФ. С Александром Куваевым, председателем Московского городского отделения НПСР, первым секретарем московской городской парторганизации с 1995-го по 2004 г., мы беседовали в его депутатском кабинете на второй день после драматической развязки захвата школы в Беслане. Александр Александрович от имени организационного комитета выразил соболезнование родным и близким погибших в последних терактах.
- <Великие моралисты> вроде Ю. Белова утверждают, что конфликт руководителей региональных парторганизаций с <генсеком> начался потому, что они не попали в нынешнюю Госдуму. К вам это не относится. В чем же истоки вашего конфликта с <вождем>?
- <Великому моралисту> Белову лучше бы внятно и трезво ответить избирателям, почему он уступил свой депутатский мандат фармацевтическому королю Афанасьеву? И на каких условиях? Вопрос не праздный, если учесть, что избирательные списки КПРФ на декабрьских выборах оказались нашпигованы представителями олигархов. В сентябре прошлого года на заседании президиума ЦК и потом на съезде я категорически высказался против этого.
Почему, спрашивал я, мы даем гарантированную дорогу в Думу представителям компрадорского капитала Березовского и Ходорковского, а не рабочим и крестьянам? Что это за партия трудового народа? Меня поддержали многие члены ЦК и первые секретари, но вопрос уже был решен за кулисами. Видимо, олигархи действительно проплатили места для своих выдвиженцев. После столь недвусмысленной критики я был занесен в черный список. Однако продажа партийных мест нуворишам вызвала протест как региональных лидеров партии, так и миллионов простых избирателей. В конечном итоге они проголосовали против КПРФ ногами.
Сегодня рядовых коммунистов, да и простых людей, волнует: что происходит с КПРФ? Почему она гибнет на глазах? Если в 1996 году в ней состояло 559 тысяч партийцев, то в июле 2004 года - около 200 тысяч. И я не удивлюсь, если к концу года останется менее 100 тысяч. Ответ прост. Бегство из этой партии происходит потому, что коммунисты видят гибельность той политики, которую проводят Зюганов и его окружение.
А почему на парламентских и президентских выборах компартия потерпела столь жестокое поражение, которое президиум ЦК пытается выдать за <стратегическую победу>, как уже было в 1999-2000 гг.? Во второй Думе мы имели вместе с союзниками 219 мандатов, в третьей 142, а в нынешней только 52. Если проходной барьер останется 7 процентов или будет повышен до 10, компартия может не пройти в пятую Думу.
Вот почему 62 первых секретаря обкомов и рескомов, члена ЦК предложили на декабрьском пленуме ЦК 2003 года обсудить наболевшие вопросы. Но уже на следующий день с подачи Зюганова нас обозвали <раскольниками> и развернули самую настоящую травлю.
Среди ошельмованных многие уважаемые коммунисты, которые отстаивали партию в Конституционном суде, а потом восстанавливали ее из руин. Это
И. Осадчий, В. Зоркальцев, С. Потапов, А. Шабанов и другие. Это сейчас акробаты пера подают Геннадия Андреевича как человека, стоявшего у истоков воссоздания КПРФ. На самом деле он приехал на восстановительный съезд в <Клязьму> на все готовое и в самый последний момент вскочил на подножку уже идущего поезда.
Сегодня расправились с такими авторитетными первыми секретарями и членами ЦК, как Т. Астраханкина, Ю. Гуськов, В. Кадочников, Валентин Никитин, А. Салий, А. Шульга, А. Буханцев: Да это же цвет КПРФ! Настоящие вожаки, лидеры, пользующиеся доверием самых широких масс. За ними были и остаются десятки тысяч коммунистов. Они, я уверен, вольются в новую компартию.
- Говорят, что после московской партконференции в июне этого года, когда коммунисты столицы вновь избрали вас первым секретарем горкома, проигравший Зюганов в сердцах бросил фразу: <Не остановлюсь ни перед чем, а уберу Куваева>. И уже в июле, после <съезда впотьмах> с подачи <вождя> и под его прямым давлением вас освободили от занимаемой должности. И это после того, как вы почти 10 лет отдали становлению и укреплению московской организации КПРФ. Что она сегодня собой представляет?
- Как раз на своей личности мне бы не хотелось заострять внимание. Пусть это <снятие> во время моей болезни останется на совести Зюганова и его окружения. Начался раскол, который углубляется день ото дня. Я не виню проголосовавших против меня товарищей. Думаю, со временем они во всем разберутся. Мы же прежде всего своими делами докажем правоту нашей позиции.
Что касается московской организации КПРФ, то на момент расправы со мной это была самая сильная, крупная и авторитетная региональная парторганизация России. В нее входили 10 окружкомов, 121 районный комитет, 644 первички, объединяющие более 12 тысяч коммунистов. В городе работали 11 моих общественных приемных депутата Госдумы, куда ежегодно поступало свыше 5 тысяч обращений и писем. Больше половины просьб удавалось решить положительно. На счету городской парторганизации сотни конкретных дел по оказанию помощи трудовым коллективам, москвичам. Огромная работа велась по социальной защите ветеранов.
Известно, что именно московская организация КПРФ представляла протестное лицо партии. Все видели наши мощные акции общегородского и общероссийского масштабов, которых мы проводили более 30 в год. Это, в частности, манифестации с перекрытием улиц против принятия Земельного и Трудового кодексов, закона о лишении населения льгот и многие другие.
Я всегда выступал за приоритет протестных и внепарламентских форм работы, а у нас с подачи вождей партия скатилась исключительно на спокойный парламентский путь.
- Вместе с тем нельзя было не заметить, что МГК КПРФ ни разу не выставил своего авторитетного кандидата на пост мэра Москвы:
- Это не совсем так. Крупные фигуры, представители интеллигенции, ученой элиты, хозяйственники своим выдвижением боялись навлечь гнев Юрия Лужкова, который весьма болезненно относится к конкуренции. При нынешней системе управления ему ничего не стоит повлиять на любого руководителя. И все же мы выдвигали кандидатуры, однако - вы не поверите - всякий раз они не получали поддержки со стороны :ЦК.
Накануне выборов мэра в 2003 г. мы предложили достаточно известного в Москве политика - бывшего председателя Краснопресненского исполкома райсовета Александра Викторовича Краснова. Кандидатура, может быть, не бесспорная, но это боец, который давно в оппозиции и прекрасно зарекомендовал себя в дни <кровавой осени> 1993 г. Называлась и моя кандидатура. Я тоже был готов бросить перчатку Ю. Лужкову, если бы такое решение принял горком. Но на президиуме ЦК было решено, чтобы МГК КПРФ своих кандидатов не выставлял, а сосредоточился на подготовке к парламентским и президентским выборам.
- Но это же сенсация! Выходит, при всех разглагольствованиях о пользе <красных губернаторов> Зюганов был против того, чтобы мэром Москвы был выдвиженец компартии? Почему?
- Я полагаю, что стороны договорились за спиной многотысячной московской парторганизации. Геннадий Андреевич всегда отличался тем, что говорил одно, а делал другое.
- Многие коммунисты и по сей день считают, что нужно было отстаивать законность пленума ЦК КПРФ от 1 июля, снявшего Зюганова с поста руководителя партии. А также правомочность съезда 3 июля, который избрал Владимира Тихонова председателем ЦК КПРФ.
- После того как Зюганов упросил президента оставить его у руля КПРФ, всякие суды стали бессмысленными. В Кремле было принято политическое решение, которое и продиктовало позицию Минюста. Выходит, Геннадий Андреевич удобен власти, как удобна карманная партия, в которую он все больше превращает КПРФ. Однако такая партия обречена, потому что от нее отвернутся мыслящие избиратели, что и происходит.
Сегодня многие поняли, что Зюганов и его окружение - не коммунисты, не оппозиционеры, а банальные имитаторы, давно отказавшиеся от реальной борьбы и скатившиеся, по сути, на позиции <меньшевизма>. Вот почему из регионов стали поступать предложения о создании подлинно коммунистической партии ленинского типа. Появился оргкомитет, который планирует провести учредительный съезд 11 сентября.
Чтобы у рядовых партийцев появилось представление, чем наша новая партия будет отличаться от КПРФ, мы составили специальную таблицу, которая содержит два десятка позиций. В газетном интервью нет возможности все их пересказать. Важно подчеркнуть: это будет партия, вооруженная идеологией марксизма-ленинизма, действующая по ленинским нормам партийной жизни, которая реально, я хочу подчеркнуть, реально будет отстаивать интересы людей труда. Это будет авангардная партия, которая пойдет в массы, в трудовые коллективы, займется политическим просвещением масс и организацией протестного движения наемных работников и всего обездоленного народа. Это будет партия единомышленников, а не единомыслия.
Я не сомневаюсь, что в нее придет все самое лучшее из КПРФ. Ведь в подавляющем большинстве там коммунисты, болеющие за дело, за партию, за Россию. Просто приватизировавшая ее верхушка всякий раз накануне выборов использует этих честных людей в своих целях. Более того, одной из первостепенных задач новой компартии станут консолидация всех коммунистических организаций и создание на ее базе единой компартии Российской Федерации. Считаю это важнейшим делом.
Осознание происходящего в первичных парторганизациях идет быстро. По сути, сегодня каждый коммунист стоит перед выбором: за что он выступает? За совместную борьбу во имя общих идеалов во благо своего народа или за дальнейшую имитацию оппозиционной деятельности и потворство личным амбициям <вождя>?
Полагаю, в нее целиком перейдет ряд районных и первичных организаций Москвы. Этот процесс уже пошел. Очень большой интерес проявляет молодежь. Вообще молодые люди до 30 станут организационным ядром новой партии. Кстати, средний возраст делегатов нашего предстоящего съезда - 36 лет. Среди них ребята, одержимые самыми дерзкими и оригинальными идеями и проектами. И это вселяет в меня неподдельный оптимизм.