|
От
|
Miguel
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
23.09.2004 03:53:12
|
|
Рубрики
|
История;
|
|
"Топоры-то, топоры так и сыплются с горы"
Так в том-то и дело, что по мнению Семёнова всякое знание, не закреплённое в символической форме (например, сочетанием слов в передаваемой из поколения в поколение былине, рисунком, каменным топором) и не знание вовсе, и не может быть точно переданным. Хотя наблюдение за обезьянами, их приёмами охоты и колки орехов, убедительно показывают, что знания о приёмах охоты и колки орехов создаются, накапливаются и устойчиво передаются из поколения в поколение через наблюдение, подражание и без всякого участия языка. Несмотря даже на то, что у обезьян нет развитой речи и «культуры» в понимании Семёнова, нет у них и «материального носителя», на котором было бы записано, куда кому идти во время охоты. (Записано-то у них в мозгах, но признать влияние мозгов на историю – это, по Семёнову, сущий идеализм: в мозгах материи нет!)
Да что там обезьяны, если даже седлистые гуйи могут накапливать и устойчиво передавать из поколение в поколение песенный фонд! Хотя никакого «материального носителя» в виде нотных записей у них не зафиксировано. Только мозги. По Семёнову получается, что первобытные люди ещё большие идиоты, чем седлистые гуйи.
«Однако если в животном мире есть виегенетический способ передачи опыта от одного индивида к другому, а тем самым от поколения к поколению, то в нем отсутствует внегенетический способ закрепления этого опыта внутри вида или популяции. У высших животных никаких других материальных структур, в которых бы фиксировался прошлый опыт и через посредство которых он бы передавался от индивида к индивиду, от поколения к поколению, кроме половых клеток, не существует» (Семёнов Ю. На заре человеческой истории).
Не знаю, как у Семёнова, а у большинства людей существуют мозги, в которых очень чётко фиксируется прошлый опыт. Записанная в мозгах информация позволяет людям выполнять определённые действия, и подражание младших поколений позволяет записать эту информацию в их мозги. Таким образом, у людей есть «материальная структура, в которой фиксируется прошлый опыт и через посредство которой он передаётся от индивида к индивиду». И эта структура называется мозгом. Быть может, части исследователей неизвестно о существовании у людей мозгов? Только и известно, что существование половых клеток?
Я искренне сочувствую Гелнеру, который, наверное, то рыдал, то давился со смеху, то пил валидол, читая по долгу службы произведения Семёнова. Семёнов даже не знает, что одновременно с передачей из поколения в поколение символически зафиксированной культурной информации (слов, словосочетаний и т.д.), передаётся огромное количество неявного знания, которое никак символически не фиксируется. И этого знания намного больше, чем собственно символически фиксированной информации. Самое интересное, что только с его помощью возможна организация и передача символической информации. Казалось бы, былина передаётся из поколения в поколения и четко фиксирует опыт… Ан, нет. Параллельно с собственно текстом былины передаются понимания и смыслы слов, умения их произносить, фонетика, контекст и многое, многое другое. Без этой передачи и понимание былины было бы невозможно. Именно из-за постепенного изменения этого неявного знания мы со временем перестаём понимать смысл былины. Иными словами, устойчивая передача информации, зафиксированной в символической форме, заведомо невозможна без устойчивой межпоколенной трансмиссии такого знания, которое заведомо невозможно представить в символической форме, в «материальных носителях» (внемозговых, то бишь). Так вот, задолго до появления собственно языка люди передавали из поколения в поколение огромный объём знаний, никак не записанный в символической форме и не высказанный. И обезьяны тоже, и седлистые гуйи.
>У обезьян колка орехов камнями отличается от группы к группе. Учатся этому обезьянки с детства, подражая старшим, садятся рядышком и пытаются повторить их движения. А при обмене самками переносятся и наиболее удачные <технологические находки> от группы к группе.
Так согласно Семёнову, никакого переноса технологических находок не будет, если вместе с самкой не сплавят и все колотые орехи как материальный носитель опыта. Но поскольку орехи давно съедены, то процесс межпоколенной и межгрупповой передачи знаний у обезьян "по-Семёнову" даже страшно себе представить.
>Вся эта теория Семенова, сплошные домыслы, высосанные из пальца. Хотя настоящие ученые имеют сотни описанных диких племен, и прекрасно известно, как и что у дикарей делается. Взял бы, да почитал бы, что ли. Почитатели его талантов, что книжку ему подарить про дикарей не могут? Чтобы он перестал уж откровенную чушь нести.
Да какие там книжки!? Все книжки читаются Семёновым с единственной целью найти очередное свидетельство, что станки рожали идеи без участия человеческих мозгов не только при царе Горохе, но и при первобытном коммунизме:
«С началом фиксирования в орудиях производственного опыта каждое новое поколение, вступая в жизнь, получало в свое распоряжение материализованный, зафиксированный в орудиях опыт производственной деятельности предшествующих поколений. В процессе жизни этого поколения опыт предшествующего обогащался и в таком виде передавался последующему. В результате появился особый материальный процесс — эволюция орудий. Он качественно отличался от эволюции организмов" (Семенов Ю., На заре человеческой истории).
- Разъяснение - Дмитрий Кропотов 23.09.2004 15:50:20 (16, 2576 b)
- И не стыдно? - Дмитрий Кропотов 23.09.2004 15:31:50 (21, 1885 b)