От Miguel Ответить на сообщение
К Хлопов Ответить по почте
Дата 13.09.2004 14:17:50 Найти в дереве
Рубрики История; Манипуляция; Идеология; Версия для печати

Спасибо

>>Сомнительность такого подхода в физике очевидна , но в приложении к обществу именно он и допускается Ю.И.Семёновым.

>На самом-то деле неочевидно. Здесь неявное допущение, что нет возникновения и развития системы планет. Есть, только повторяющейся процесс – вращение планет. Нет развития. «Стабильное» существование. Можно предсказывать из прошлого по некоторой модели. Поэтому, применительно к положению планет говорить о материи бессмысленно. Если же мы начнем размышлять о возникновении планет (феномене сгустков материи) и их изменении за все время их существования, то нам придется углубляться в понятие материи.
Вы однозначно правы с точки зрения современной физики, и надо будет внести в текст соответствующую оговорку. Но если рассматривать с точки зрения парадигмы XIX века (разговаривая с тогдашним образованным человеком, а именно об этом и шла речь), то можно исходить из доступных тогда знаний.

>>Были открыты законы рыночной экономики, которые оказались столь же объективными, как и законы природы.

>«Объективность» законов рыночной экономики другая по своей сути, нежели объективность законов природы. «Законы природы» лежат вне деятельности человека и его сознания. Человек не может на них влиять. «Законы экономики» – это законы «некоторой» деятельности людей через их сознания. «Объективность» этих законов, т.е. независимость их от сознания отдельных людей, «задана» массовостью деятельностей людей, тем самым незначительностью влияния на них сознания отдельного человека. Но эта незначительность может меняться. А с ней меняются «независимость» и «величина» объективности. Это существенное различие законов природы и экономики.

Я долго и тщетно пытался найти у Семёнова такую формулировку – что тип «экономических отношений», в которые вступают люди в данный момент, складывается независимо от желаний и действий этих людей в данный момент, но, в то же время, люди могут сознательно изменять жизнеустройство в своём обществе (так что именно волевые поступки людей оказывают решающе влияние на то, какое из возможных жизнеустройств сложится). Но взгляды Семёнова довольно однозначны. «Голосуй- не голосуй…», а формация сложится независимо от того, как будут действовать люди и чего они захотят. По крайней мере, мне кажется, что этот подход Семёнова вполне проясняется из приведенных нами цитат. И на примерах разных формаций тоже.