|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
17.09.2004 21:45:04
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Как Александр Пушкин пришел в масонство и отошел от него вместе с официальным Петербургом (*+)
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=50&tek=2243&issue=67
Игорь ГРИГОРАШ, Станислав ТАРАСОВ, кандидаты исторических наук
Поэт и ложа
Как Александр Пушкин пришел в масонство и отошел от него вместе с официальным Питербургом
В Архиве внешней политики России хранятся два уникальных документа. Первый: указ императрицы Екатерины II от 1791 г. <Кроме
министров департамента иностранных дел, каковыми Ее величество почитает канцлера (или без сего звания управляющего оным
департаментом), вице-канцлера и членов секретной экспедиции, - говорится в указе, - никто из прочих членов Коллегии не ходил в дома
чужестранных министров, не имел с ними разговоров о делах, никого из них в своем доме не принимал и ни под каким видом не вел с ними
переписки или пересылки>. Этот документ обязаны были подписывать все служащие чиновники департамента или вновь зачисленные в его
штат. Под ним стоит и автограф великого русского поэта Александра Пушкина.
После окончания лицея он в 1817 г. в числе семи выпускников был определен переводчиком в коллегию иностранных дел.
Второй документ: так называемая <антимасонская клятва> - указ императора Александра I от 13 августа 1822 г. <Мы нижеподписавшиеся
объявляем, что мы не принадлежим никаким ложам Масонским или тайным обществам, внутри Империи или вне ее существовать могущим, -
говорится в указе. - И что мы впредь принадлежать оным не будем>.
Однако под этим документом нет подписи поэта. В чем же дело? Официально он не отчислялся из штата Коллегии иностранных дел. Даже в
Бессарабию, <южную ссылку>, в 1821 г. Пушкина определили <служебным переводом>. И позже, в 1829 г., поэт на вопрос о месте службы
отвечал: <Я числюсь по России>, то есть работаю в Коллегии иностранных дел. И, наконец, в письме П.В. Нащокину в 1831 г. он напишет:
<Нынче осенью займусь литературой, а зимой зароюсь в архивы, куда вход дозволен мне царем. Царь (между нами) взял меня на службу, то
есть дал жалование и позволение рыться в архивах для составления истории Петра Великого>.
Допуск в святая святых - архив внешнеполитического ведомства - знак особого доверия.
Есть и другие интригующие обстоятельства. Известно, что поэт, вопреки указу Екатерины II, вел достаточно свободный образ жизни. Если
судить по дневниковым записям, то он свободно посещал светские салоны, общался с иностранными послами и дипломатами, открыто
рассуждал о внутренней и внешней политике России. На его мнение часто ссылались дипломаты в своих депешах. Исследователи архивов
вюртембергского и австрийского министерств иностранных дел обнаружили некоторые такие документы. В них Александр Пушкин предстает
как <видный дипломат, политический деятель, идейный глава так называемой русской партии>.
В то же время пушкинисты считают, что в 1821 г. в Бессарабии поэт вступил в масонскую ложу. В 1822 г. после появления указа
Александра I Пушкин, будучи в штате Коллегии иностранных дел, просто обязан был подписать <антимасонскую клятву> независимо от того,
являлся ли он фактически членом <тайного братства> или нет. В 1826 г. император Николай первым подтвердил своим указом антимасонскую
клятву. В Министерство внутренних дел вызывались главы масонских лож и давали обязательство выйти из лож и не участвовать в других
тайных обществах. Уничтожались и списки членов лож. Ключевая фраза из письма П.В. Нащокину <взял меня на службу> может означать,
во-первых, что поэта все же выводили из штата внешнеполитического ведомства, в чем-то, видимо, подозревая (что не подтверждается
документами), или всего-навсего <определили жалование>, ибо ранее не платили. Что кроется за внешней канвой событий?
Чтобы прояснить ситуацию, окунемся в эпоху императора Александра и проследим перипетии, связанные с формированием тогдашней
российской внешней политики.
Партия Чарторыйского
10 мая 1796 г. состоялся трехчасовой разговор в Таврическом дворце между внуком Екатерины II Александром и Адамом Чарторыйским.
Польский масон Чарторыйский, как он сам напишет в своих мемуарах, знал о готовившемся в Санкт-Петербурге перевороте, в результате
которого на престол должен был взойти именно Александр. Позже Чарторыйский превратится в одного из вдохновителей Негласного
комитета, объединившего при молодом государе его ближайших друзей. А в 1804 г. он возглавит в России внешнеполитическое ведомство и
будет формировать внешнюю политику империи.
В основу своей внешнеполитической стратегии Чарторыйский положит план восстановления Польши в тех границах, какие она имела до
первого раздела в 1772 г.: <Под главенством Русского Государя, носящего титул польского короля, и в династической унии с Россией>. В
<Записке об устройстве европейских дел> Чарторыйский писал, что <в Европе нужно оставить пять великих держав: Россия, Англия,
Австрия, Франция и Пруссия>. Из них Россия и Англия, как имеющие общие одинаковые интересы и планы, останутся вероятными союзницами,
остальные три едва ли будут в состоянии соединиться и нарушить установленное равновесие...> Это якобы позволило бы России решить в
свою пользу восточный вопрос и получить контроль над Босфором и Дарданеллами.
Однако пересмотр европейской карты по Чарторыйскому неминуемо вел к осложнению взаимоотношений России с Францией. Суть замысла:
побеждает Россия - можно возродить Польшу с присоединением к ней западных областей России, верх берет Париж - происходит то же
самое, только под эгидой Франции. Так в Европе начинаются войны.
В 1807 г. Наполеон сформировал новое польское государство - герцогство Варшавское и решил призвать на помощь масонов, которые быстро
восстановили <Великий польский восток>.
Но Наполеон проигрывает военную кампанию как на востоке, так и на западе. Когда в 1815 г. Венский конгресс решил присоединить
значительную часть герцогства Варшавского к Российской империи, польские масоны, естественно, сразу обратили свои взоры к Александру
I.
Поначалу казалось, что такой союз стал давать плоды. Именно Чарторыйскому было поручено составить проект польской конституции.
Однако дарованная в 1815 г. Царству Польскому конституция значительно отличалась от той, что была задумана ее автором. Русский
император цинично отнесся к польскому масонству и предотвратил помыслы польских патриотов восстановить <исконную> Польшу за счет
западных областей России. Отношения с Чарторыйским были прерваны.
Поляки начали новую игру. В 1819 г. им удалось подчинить себе литовское масонство. Они стали действовать в Киевской, Могилевской и
Витебской губерниях. Кроме того, как показывают донесения российских послов из европейских стран, польские ложи приступили к
экспорту конституционных идей вовнутрь самой России. В свою очередь, Санкт-Петербург решил, как это делал Наполеон, ввести
деятельность польских масонов в русло интересов Российского государства: переориентировать их деятельность на Запад. Поэтому в
России масонство действовало легально и вступать в ложи не только не возбранялось, но даже поощрялось. Именно тогда в масоны и
записался Александр Пушкин.
Но в Польше опять решили переиграть императора Александра: рождается феномен так называемого национального политического масонства.
Его основателем считается майор Валериан Лукасинский. Польские масоны расширили круг своей деятельности на все славянство и <вообще
человечество>.
Это уже было опасно. В 1821 г. великий князь Константин Павлович распорядился закрыть в Польше масонские ложи. А в августе 1822 г.
Александр I подписал указ об <уничтожении масонских лож и всяческих тайных обществ>. В указе прямо сказано, что цель запрета лож -
поставить преграду <всему, что ко вреду государства служить может>, ибо <беспорядки и соблазны, возникшие: от существования разных
тайных обществ, из коих иные под наименованием лож масонских, первоначально цель благотворения имевших, другие занимаясь сокровенно
предметами политическими, впоследствии обратились ко вреду спокойствия государства>.
Маневры Пушкина
Свой реванш в России польское масонство связывало с восстанием декабристов. Но после его поражения для масонства в России нависла
реальная угроза окончательной потери влияния в <русском культурном классе>. Стали брать верх чувства национального самосознания.
Многие, например, полагали, что Александр Пушкин непременно окажется по одну сторону баррикад с декабристами. Однако в письме
польскому поэту Адаму Мицкевичу он, как бы оправдываясь, заметил, что <опоздал на совещание к Рылееву>. Потом он высказал
отрицательное отношение к очередным масонским достижениям - восстанию 1830 г. в Польше и июльской революции во Франции. Библиофил и
библиограф Сергей Соболевский вспоминал: <Я как-то изъявил свое удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое
был принят, и что не принадлежит ни к какому тайному обществу. <Разве ты не знаешь, - отвечал мне Пушкин, - что все филантропические
и гуманитарные тайные общества, даже само масонство: получили направление, презрительное и враждебное государственным порядкам? Как
же мне было приставать к ним?>
Александр Пушкин пришел и отошел от масонства вместе с официальным Петербургом. И, как становится очевидным, соблюдал правила,
которых обязаны были придерживаться сотрудники внешнеполитического ведомства России. Другое дело - простили ли масоны такое
<клятвоотступничество>? Архивные документы, к которым нам посчастливилось прикоснуться, на сей счет хранят таинственное молчание.