|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
31.08.2004 21:19:58
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Из главы "О проблеме новизны" (/+)
В. Мартынов. Конец времени композиторов.
Из главы "О проблеме новизны"
"...Еще одним удивительным фактом, которому мы перестали удивляться, является факт одержимости западноевропейского сознания
проблемой новизны. Новое окружает нас со всех сторон. Новое - это и среда нашей жизни, и ее субстанция. Мы живем в эпоху Нового или
даже Новейшего времени. Половина обитаемого мира носит название Нового Света. Понятие <нового> практически во всех областях
человеческой деятельности соответствует понятиям правильности, высококачественности и желанности. Что же касается музыки, то начиная
со времени Ars nova каждая генерация композиторов выдвигает новую концепцию музыки, причем вся предшествующая музыка начинает
отвергаться как нечто устаревшее и недостаточно совершенное. В результате создание нового превращается в единственно возможный
способ самореализации человека. Перефразируя Декарта, можно сказать: <Я создаю новое - следовательно, существую>, и эту формулу
можно считать первой аксиомой западноевропейского сознания. Мы привыкли к такому положению вещей, и нам кажется совершенно
естественным то, что, только создавая новое, человек обретает подлинное существование. Однако если мы обратим свой взор к Древнему
Египту, Китаю, Индии, Греции, Западной Европе первого тысячелетия и к современным традиционным культурам, то не найдем и следа
подобной абсолютизации нового, скорее наоборот: во всех этих случаях мы столкнемся с абсолютизацией старого. Это значит, что наше
отношение к проблеме новизны не является таким уж естественным и само собой разумеющимся, и, чтобы понять его действительную
природу, нужно выяснить сначала, как вообще оно могло возникнуть и что стояло у истоков такого столь не ординарного явления, как
абсолютизация нового.
Конечно же, не так трудно просчитать, что таким приоритетным отношением к новому западноевропейское сознание целиком и полностью
обязано христианству. Уже само наличие Ветхого и Нового Заветов превращает понятие новизны в одну из фундаментальных религиозных
категорий. Но здесь необходимо провести четкую границу между тем, как категория нового понимается в Откровении и в Священном
Писании, и тем, как эта категория начинает трактоваться западноевропейским сознанием в ходе дальнейшего исторического развития. В
Откровении категория нового есть не столько хронологическое понятие, связанное с появлением чего-то ранее не бывшего, сколько
понятие онтологическое, указывающее на определенное состояние и качество Бытия. Новое, понимаемое как онтологическая данность, уже
более не подвластно ни течению времени, ни хронологии. Новизна Новозаветного Откровения есть абсолютная и окончательная новизна. Не
может быть ничего нового - вне этой новизны, не может быть никакой истории там, где произошло полноценное восприятие этой
новизны....