>1 Сознание людей атомизировано
Нет, т.к. "если у меня есть идея и я отдал её вам - то у нас уже две идеи"(Б.Рассел) т.е. мы обмениваемся информацией, которая не сохраняется, а растет при обмене, и следовательно наши сознания взаимодействуют интенсивно и нелинейно, и об атомизированности не может. И вообще, атомизированное общество - это идеальный газ из людей и никакое развитие в нем не возможно т.к. работает второе начало термодинамики - общество стремится к состоянию равновесия.
>2 Да, индивидуализм - явление сравнительно молодое. Порождение капитализма. Корни - в христианстве (см. Вебера или, допустим, объяснение через иную идею времени)
Если имеете в виду линейное время, то ошибаетесь, оно связано с идеей прогресса, а не с индивидуализмом.
Вебер перепутал причину со следствием - это не абсолютизм возник из протестантской этики, а протестантской этика должна стать такой, чтобы возник абсолютизм. Поясню подробнее, в дототалитарных обществах общественное сознание отчуждено от общественного бытия т.е. общество эволюционирует по объективным, не зависящим от воли людей, в частности, за феодализмом следует абсолютизм, и люди, хотят они этого или нет, выдумают институты абсолютизма .Отметим, что в дототалитарных обществах общественное сознание становится общественным бытием (сравните: сознание личности есть её бытие). Не следует путать абсолютизм (строй основанный на товарно-денежных отношениях) и капитализм. Локк, Гобс и прочие либералы были апологетами именно абсолютизма (сильное государство охраняет рынок, на котором независимые производители вступают в ТДО).
>3 Да, даже американцы могут не согласиться со своим индивидуализмом. Например, некоторые говорят о "community-driven indivudual" и критикуют такое противопоставление индивидуализм-коллективизм. Тем не менее, таких мало.
Германия - тоже Запад и при Гитлере немцы были отнюдь не индивидуалистами.
>4 Ваше определение общества довольно неясное, как и критерий.
Вам, наверное, не знакомы некоторые термины. Извините, что не привел сразу, привожу сейчас в конце сообщения.
> Не слишком ли просто?
Социодинамика не проста, но здесь речь идет о разделении истории человечества на два, именно два, больших качественно различных этапа, и здесь можно предложить единственный объективный критерий - тоталитарности/дототалитарности (преодоление отчуждения/установление отчуждения), и если вы воткнете репер в другом месте, например, при переходе от феодализма к абсолютизму, то получите не два, а 18 этапов (9 способов пр-ва при установлении отчуждения и 9 при его преодолении)
>Да и западное общество XX века отлично в него вписывается.
Вписывается во что, в определение общества, или в критерий? Если в критерий, то Италия – тоталитарное общество с 1922 года, США с 1932, Германия с 1933. Отличие между СССР и этими странами в том, что в СССР тоталитаризм коммунистический, а в них – фашистский. Они различаются целями социальной инженерии. В коммунизме цель – максимальное раскрыть сущность человека т.е. общество стремится познавать природу и властвовать над ней, стремится «всесторонне и гармонично» развить личность т.е. научить её познанию и власти (творчеству) и, кроме того, стремится минимизировать страдания в обществе. Фашизм – это тоталитарный консерватизм, т.е. социальная инженерия с целью поддержания существующего положения вещей (сохранения собственности капиталистами).
Обещанные термины:
*отчуждение - потеря макросистемой свойств, которыми обладала микросистема
**присвоение : система A присваивает систему B если, при взаимодействии система B служит целям системы A или, если математически для любого функционала оптимизации f(A) системы A (аналог лагранжана) функционал оптимизации системы A во взаимодействии с B f(A∩B) =f(A).
***разум; разумной будем называть живую систему, обладающую следующими двумя свойствами:
1) разумный вид освоил экологическую нишу перехода к другим экологическим нишам
2) поведение системы зависит от её будущего
а заодно и табличка способов производства (из книги С.Платонова "После коммунизма"):
NN Способ производства Основное производственное
отношение
1. Архаический способ производства Стереотип, обычай
2. Первично-коллективный
способ производства Ритуал
3. Родовой способ производства Род (система кровнородственных связей)
4. Первобытнообщинный
способ производства Личная собственность
5. Азиатский способ производства Внеэкономическое принуждение, насилие
6. Рабовладельческий
способ производства Закон (отношение регламентации)
7. Феодальный способ производства Право (отношение вассалитета)
8. Абсолютистский способ производства Товарно-денежное отношение
9. Капиталистический способ производства Капитал