|
От
|
Pout
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
04.04.2001 19:27:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
почему "либеральный "вариант - РБК на примере валютного (де)регулирования
Куда президент послал валютный курс?
Валютная либерализация провозглашена приоритетом государственной политики
Помнится, незадолго до президентских выборов аналитики дружно сошлись во мнении, что преемник Бориса Ельцина будет ратовать за авторитарную политику и либеральную экономику. По большому счету весь год, прошедший с мартовских президентских выборов в России, наблюдалось именно такое движение. Экономические реформы были отданы на откуп либералам, политическую сферу – права, свободы, государственный механизм и т.п. – взялись курировать питомцы спецслужб. Второе ежегодное послание президента Федеральному собранию закрепляет этот курс.
Перечень экономических и политических приоритетов, перечисленный Владимиром Путиным в выступлении перед сенаторами и депутатами Госдумы, весьма обширен. Однако некоторые комментаторы уже отметили, чего в нем нет. Так, лидер «Яблока» Григорий Явлинский не услышал от главы государства ни словечка о свободе слова в России. Очевидно, сделал вывод известный либерал-политик, «президент не считает этот вопрос относящимся к числу наших приоритетов». Председатель фракции СПС в Госдуме Борис Немцов отметил, что Владимир Путин ничего не сказал о проблеме защиты прав и свобод граждан, не сформулировал планы мирного урегулирования в Чечне. А та часть президентского послания, в которой говорилось о госстроительстве, убедила лидера думских «правых» в том, что Кремль намерен предпринять попытку «удушения местного самоуправления». Словом, в политике – ничего радикально-либерального.
Зато в сфере экономики президентское послание звучит почти как манифест либерализма. Ограничение государственного вмешательства в экономику, защита прав собственника и акционера, либерализация внешней торговли и таможенных ограничений, скорейшее вступление в ВТО, снятие ограничений на валютном рынке – все это тезисы тех экономических программ, которые с точки зрения современной классификации удостаиваются ярлычка «либеральная».
Вообще говоря, многие тезисы президентского послания, его экономической части, заслуживают отдельного комментария. Но взгляды Владимира Путина на проблемы валютного регулирования и оттока капиталов хочется отметить особо. Хотя бы потому, что действия государства в этой сфере способны радикально влиять и на валютный курс, и на всю экономику в целом.
«Капитал нельзя держать под стражей, – провозгласил Владимир Путин. – Нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере: они и так не работают. Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике».
Вообще-то общемировая практика не рассматривает разного рода ограничения на валютном рынке как нечто из ряда вон выходящее. Это нормальный инструмент, используемый монетарными властями с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства. Государственные валютные ограничения используются довольно широко как в развитых, так и в развивающихся странах. Так, обязательная продажа государству валютной выручки – предмет ненависти нынешних либералов – существует в таких вполне «рыночных» странах, как Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария, ФРГ и Япония. В Италии, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии либо запрещается, либо ограничивается (требуется особое разрешение) открывать валютные счета не только в стране, но и за рубежом. Так что мировой опыт в данной сфере – понятие растяжимое. Необходимость введения валютных ограничений обуславливается в первую очередь общей экономической ситуацией в стране, а также особенностями функционирования внутреннего валютного рынка. Конечно, нельзя поспорить с тем, что «если мы создадим в стране приемлемый деловой климат, то капитал перестанет из нее убегать: стратегически его возможно удержать только благоприятными условиями, только свободой предпринимательства». Однако любая стратегия, как известно, рассчитана на длительную перспективу. По оценкам экспертов, пройдет не менее 2-3 лет, прежде чем капитал заметит реальное улучшение делового климата в России. К тому же не от наличия или отсутствия государственного регулирования экономики зависит оценка инвестиционного климата в стране, но в первую очередь – от наличия или отсутствия структурных преград для инвестирования. Пока финансовые рынки и финансовые институты в России находятся в неразвитом состоянии, пока существуют структурные барьеры для перетока капитала между секторами российской экономики, сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами будет оставаться пассивным.
Причины, по которым Владимир Путин решительно поддержал либерализацию валютного регулирования, не вызывают сомнений - интересы крупнейших отечественных компаний-экспортеров. «Ограничения на действия с капиталом … подрывают конкурентоспособность российского предпринимательства», – отмечается в послании. Большинство экспортеров спешат использовать благоприятную конъюнктуру и расширить свое присутствие на западных рынках, в том числе и путем приобретения зарубежных компаний. Понятно, что обязательная продажа валютной выручки для капитанов российского бизнеса – лишняя головная боль. И лишние хлопоты. Однако насколько эта позиция согласуется с интересами всей российской экономики – вопрос по меньшей мере спорный.
Если учесть, что Владимир Путин наряду с валютной либерализацией провозгласил и новый курс в сфере внешних заимствований, Банку России не позавидуешь. Правительство «должно быть очень осмотрительным при принятии решений по новым заимствованиям», заявил президент. По его мнению, нужно «брать в долг только тогда, когда точно знаем, как потратить деньги эффективно и как вернуть». То есть экстренные кредиты stand-by на поддержание платежного баланса или на рефинансирование внешнедолговых выплат, с точки зрения главы государства, должны быть исключены из арсенала монетарных властей. Сочетание поспешного снятия валютных барьеров и введение ограничений на внешние займы, да еще в условиях сохраняющихся структурных деформаций в экономике, не могут не внушать тревогу за валютный курс.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"