От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 29.06.2004 23:18:42 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"саморазмножающаяся пустота, задрапированная советскими декорациями" (*+)

http://www.izvestia.ru/comment/article171224

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



Сначала мы написали о формальном восстановлении коммунистического гимна - без восстановления коммунистической империи, которую он
олицетворял. Вскоре пришлось писать о том, что армии вернули советское красное знамя и золотую пятиконечную звезду - без той
революционной идеологии, которую они символизировали. Затем о самовоспроизводстве правящей партии - без реставрации идеологических
функций КПСС. Наконец, о возрождении советской модели управления с одновременным выхолащиванием его содержания: отраслевые министры
отныне находятся под контролем сильных завотделами ЦК, они же помощники президента; над завотделами/помощниками стоят секретари ЦК в
ранге советников, над советниками/секретарями - могущественные члены Политбюро.

Внешне все то же; внутренне все иначе; восстанавливаются прежние формы без прежнего содержания и нового смысла; происходит
последовательная бюрократическая стилизация советского миропорядка. И вот очередной шаг в заданном направлении. На сей раз - в
области культуры, она же наука и образование. Объявлено о полном и бескомпромиссном реформировании системы Госпремий. Их было почти
60, будет 6, одна премия "стоила" 300 000 рублей - будет "стоить" 5 миллионов; лауреаты являлись на церемонию кто в чем горазд,
теперь им предпишут торжественную форму одежды; церемониальное пиршество ограничивалось бокалом шампанского, впредь процедура
вручения будет сопровождаться торжественным ужином с президентом...

Если смотреть на реформу "Государыни" поверхностно, в глаза бросится ее "нобелевский" подтекст. От процедуры выдвижения до церемонии
вручения, от суммы награды до способа принятия решения. Если же смотреть на нее долго и внимательно, проступит нечто иное.
Во-первых, резкое упрощение премиальной модели привело к ее резкому же усложнению; система стала двухступенчатой. Пресловутые 60
номинаций никуда не делись: премии правительства РФ будут тоже преобразованы и получат наследственный статус прежних Госпремий.
Вместе с количеством номинаций и суммой премиальных - по 300 000 рублей. Во-вторых и в-главных, двухступенчатая модель зеркально
повторила советскую премиальную систему - на что уже обратил внимание литературный критик Андрей Немзер. Наверху - недостижимая и по
определению номенклатурная ("выдающиеся достижения") Ленинская премия; под ней - тоже номенклатурная, но более доступная, а значит,
хоть как-то соотносимая с реальным культурно-научным процессом Государственная. В-третьих, главная проблема премиальной реформы,
намекающей на Нобеля, а тоскующей по Ленину, не в том, что она воспроизводит советскую схему. А в том, что она лишена даже того
скудного и мрачного содержания, связанного с культурно-политической реальностью, которое советской схеме соответствовало. Реформа
отвечает на вопрос "как", но она даже не ставит вопрос "что".

Товарищ Сталин, будучи большим ученым, знал что делал, когда учреждал систему Госпремий. С ее помощью он прочерчивал колеблющуюся
линию партии в области литературы и искусства. И сказал вождь: сегодня это хорошо. И дал Сталинскую премию второй степени. А это -
хорошо весьма. И дал премию первой степени. А завтра бы уже не дал. Потому что завтра будет хорошо другое. Что? Узнаете.

Но в государстве, лишенном признаков тоталитарности, нет и не может быть колеблющейся ли, твердой ли системы культурных
предпочтений. Как нет и не может быть партии, правящей по предписанию. И армейского знамени, отдельного от знамени государства,
которое эта армия защищает. У нас же все это есть. Из чего некоторые не слишком дальновидные товарищи делают вывод о тоталитарном
характере нынешнего российского государства. Забыли они, как выглядит полноценный тоталитаризм и какими ресурсами нужно обладать,
чтобы его сначала построить, а затем удерживать. Между тоталитарным режимом и той реальностью, которая складывается у нас на глазах,
причем складывается на всех уровнях, от гимна до премиальной модели, разница примерно такая же, как между соцреализмом и
постмодернизмом. Между знаком, означающим слишком многое, и знаком, не значащим ничего. Между кровавой диктатурой и диетической
бюрократией. Между перенасыщенным раствором страха и пустотой, которая жаждет заполнения и размножается делением.

Чем заполнится эта саморазмножающаяся пустота, задрапированная советскими декорациями, - вопрос отдельный. Ясно одно: процесс будет
продолжаться. Если сегодня мы столкнулись с новым его проявлением - значит, следующее не за горами.


 Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ