>Надо было Горбачеву раньше к власти прийти? Разве он не дал той демократии и гласности, о который Вы мечтаете?
Я согласен, что в рамках имевшейся системы возможности были ограничены. У нас нет исследования политарной формации, Семёнов не прислал, но и так ясно, что и демократия в такую систему не очень вписывается, и НТП внедряется государством. И вот, я вижу два выхода для СССР.
1. Фактически, революция. Переход к принципиально другой системе.
Горбачёв это и пытался сделать. Но он толком не понимал, чего же он хочет. И никто не понимал. Разве что я - я же основы политэкономии социализма разработал. В результате прошёл такой силлогизм: исли не изменить собственность - то ничего и не изменится. Значит, надо приватизацию провести. Сделали вид, что кроме советской системы и капиталистической, других нет. И раз мы хотим уйти от советской, то...
Кроме того, и реализовано всё было так, что не поймёшь чего больше было: глупости или злого умысла. Например, гласность. Да, я думаю, что о репрессиях давно надо было рассказать. Разоблачить "Архипелаг гулаг", опубликовать его. Другие перестроечные мифы по одиночке разбивать. Несколько более свободно публиковать мнения в газетах и ТВ. А вместо этого устроили вакханалию лжи, которой никто не противостоял. Я помню, Вы писали, что не пускали правду в СМИ. А если бы пускали?
2. Фактически, консервация. Снизить претензии на роль СССР в мире. Объяснить народу, что возможности нашей страны ограничены: в частности, и в том, что касается демократии. Что переход к социализму труден и опасен. Что попытки и эксперименты по улучшению системы будут делаться, а результаты их будут разъяснены народу.
Народ вырос, много было умных образованных людей. С ними можно и нужно было говорить по взрослому.
Но всё это, оба этих выхода, были затруднены одним и тем же обстоятельством: свобода мысли в СССР была задавлена. Те же исследования Семёнова были запрещены. Иностранцы, такие, как Вебер, Грамши или Салинз (по американски - Сахлинс) нам бы не помогли, да и они тоже были запрещены.
Необходимо было силами верхушки КПСС возродить общественные науки и постепенно ослабить идеологический зажим. А уж затем идти одним из двух путей, которые я назвал.