От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 28.06.2004 20:44:27 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Идеология; Версия для печати

Интервью Г.Зюганова: коммунисты не намерены перекрашивать свое знамя (НГ) (*)

КОММУНИСТЫ НЕ НАМЕРЕНЫ ПЕРЕКРАШИВАТЬ СВОЕ ЗНАМЯ
Геннадий Зюганов уверен, что съезд КПРФ не испортит ему юбилей

В субботу у российских коммунистов – отчетно-выборный съезд. Другое важное событие, отмечаемое партийцами в эти дни, – 60-летие бессменного председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова. По стечению обстоятельств вопрос о лидере партии – самое важное, что предстоит решить съезду. Многочисленные оппоненты Зюганова считают, что их председателю пора на пенсию. Сам Геннадий Андреевич, как всегда, верит «в коллективный разум» партии. Накануне съезда он поделился своей уверенностью с «НГ».

Об авторе: Анатолий Костюков

– Геннадий Андреевич, отчетный доклад ЦК съезду, видимо, уже готов? Тяжело, наверное, отчитываться за неудачи на выборах, за смуту в партийных рядах?



– Тяжело не отчитываться – тяжело делать из неудач правильные выводы, выстраивать верную стратегию и тактику партии на будущее. Это особенно сложно, когда власть постоянно провозглашает курс на перемены, которых ожидает народ, а на деле продолжает прежнюю гибельную политику. В ходе предсъездовской дискуссии мы достаточно подробно и остро говорили о своих промахах и ошибках. В том числе и о негативных явлениях, проявившихся внутри самой партии, о фракционной, раскольнической деятельности, в которую стараниями Кремля оказалась вовлечена часть партийного актива. Я уверен: съезд подведет черту под этой смутой, даст партии твердые и четкие ориентиры.



– Нынешняя отчетно-выборная кампания в КПРФ со стороны выглядела соревнованием «группы Зюганова» с «группой Семигина–Потапова». Можно ли уже сказать, кто победил?



– Соревнованием это могло казаться только стороннему наблюдателю. А для КПРФ это без преувеличения вопрос политического выживания. Известно, что администрация президента поставила задачу сформировать «полуторапартийную» систему. В этой системе партии власти не нужен оппонент, ей нужен спарринг-партнер. А для этого необходимо убрать со сцены КПРФ – ее здесь не должно быть даже в виде рудимента. То есть идет целенаправленная работа по ликвидации Компартии. Она ведется средствами административного давления, информационного наката, шантажа, подкупа, путем создания партий-однодневок, старающихся перехватить лево-патриотические лозунги. Но этого мало, предпринимаются попытки развалить КПРФ изнутри, довести дело до раскола. И надо признать, кое-что нашим противникам удалось. Последний год партия жила в состоянии конфликта. Столкнулись два направления: по одну сторону – те, кто считает, что надо последовательно отстаивать интересы трудового народа, принципы социальной справедливости, идеалы социализма, по другую – те, кто призывает вмонтироваться в существующую систему и изображать из себя «современных социал-демократов». Какое из этих направлений победило? Итог прошедших региональных партконференций таков: линия президиума ЦК на борьбу с соглашательством, с «семигинщиной» получила поддержку почти во всех наших организациях.



– За вашими оппонентами не пошло ни одно из региональных отделений?



– Да, фактически это так. Определенные сложности у нас есть только в трех отделениях – Хабаровском, Брянском и Тверском.



– Как сильно обновилось руководство региональных организаций?



– Уставом у нас предусмотрено менять пятую часть руководящего состава, примерно столько же и сменилось. Это не только обновление, но и омоложение партийного актива. Сейчас средний возраст руководящего состава – 44 года.



– Сохранили свои посты практически все региональные партлидеры, которые известны как ваши оппоненты. Получается, что оппозиция разгромлена, но все оппозиционеры целы и невредимы. Как это вышло?



– Это значит, что у нас в партии демократичная обстановка, что мы не ставили цель свести личные счеты, устроить кадровую чистку. Задача была – довести до каждой первички суть разногласий, возникших в партии, выявить позицию партийных масс.



– Но в результате почти все ваши постоянные критики избраны делегатами съезда. Значит, точка в споре не поставлена, и на съезде надо ждать новых столкновений?



– Все делегации имеют четкие поручения от своих организаций и должны будут вести себя на съезде в соответствии с этими поручениями. А если кто-то из руководителей не подчинится воле партийных масс, думаю, массы с ним разберутся.



– Предсъездовская дискуссия, в общем-то, свелась к спору о персоне лидера партии. Главный тезис ваших оппонентов: уйдет Зюганов – и партия выйдет из кризиса. Что нового должно появиться в деятельности КПРФ со сменой лидера, они не поясняют. Может, вам известен их план обновления партии?



– Я могу судить об этом только по манифесту так называемого патриотического конгресса, который собирал Семигин со своей командой. Но это, как я уже говорил, план ликвидации КПРФ. Других же предложений от этой группировки мы не слышали. Что касается смены лидера… Думать, что это решение всех проблем, – по-моему, элементарная глупость.



– Не знаете ли, кого ваша оппозиция подобрала вам в преемники?



– Нет, не в курсе. Вот, кстати, свидетельство того, насколько серьезны эти люди. Который месяц агитируют за смену лидера, сотни страниц исписали, а назвать своего кандидата, представить его партии – не могут.



– Как вы оцениваете поступок своего первого зама Валентина Купцова? Его отказ входить в руководство партии – это нежелание оставаться в одной команде с вами?



– Я так не считаю. Валентин Александрович – заместитель председателя Госдумы. Это очень важный пост и для парламента, и для партии. Не такое легкое дело – совмещать работу вице-спикера с руководящей партийной должностью.



– Но он мог бы отказаться от нее на съезде, а не до того. Вы не думаете, что это обострит съездовскую дискуссию?



– Валентин Александрович стоял у истоков КПРФ, он отдал ей огромное количество сил и времени. Не думаю, что он заинтересован в обострении каких-то конфликтов в партии, это исключено.



– Если съезд одобрит политическую линию, проводившуюся руководством партии до сих пор, его, видимо, нельзя будет назвать переломным событием в жизни КПРФ. Все останется, как было, – те же люди на той же платформе. Где же тогда гарантия, что партия будет прогрессировать, а не чахнуть?



– Я не могу согласиться с выводом насчет «тех же людей». Так нельзя говорить, не зная, какие рекомендации подготовила к съезду наша кадровая комиссия. Состав ЦК планируется обновить весьма существенно, будут изменения в составе президиума и секретариата ЦК. Сейчас мы выводим наверх новое поколение партийных работников, энергичных, грамотных, которые способны дать партии новый импульс. Если говорить о политической платформе, то она ведь тоже постоянно обогащается, адаптируется к жизни. В повестку дня съезда внесен вопрос о дальнейшей работе над программой КПРФ. Другое дело, что есть фундаментальные позиции, которые мы не можем менять в угоду конъюнктуре, есть теоретические наработки, которые мы не намерены сдавать в архив, потому что они по-прежнему актуальны. Мы, например, разработали 11 целевых программ по различным отраслям экономики и социальной сферы. Это добротные документы, которые отнюдь не утратили своей практической ценности. В прошлом году нам не дали провести референдум, в повестку которого мы намеревались поставить четыре самых злободневных для нации вопроса. Референдум власти зарубили, но вопросы-то никуда не делись и острота их меньше не стала. Поэтому мы решили повторить нашу попытку. Если у партии есть характер, если ей дорого то, за что она борется, она должна проявлять последовательность и настойчивость. Программы можно переписывать хоть каждый месяц, но это, на мой взгляд, не свидетельствует о боевитости политической организации.



– КПРФ всегда стремилась представительствовать от имени всех недовольных жизнью и властью. Пока это у нее не получалось. Может, коммунистам стоит все-таки пересмотреть и некоторые доктринальные установки? Сейчас, скажем, свободна ниша нормальной демократической партии, но, кажется, она вас не привлекает.



– Почему же не привлекает? Объективно говоря, КПРФ – единственная партия в стране, которая последовательно отстаивает базовые принципы демократии. Все годы мы боремся за свободные равноправные выборы, за соблюдение гражданских прав, выступаем против ограничения свободы слова и собраний, против лишения народа права на референдум... Слово «народовластие» написано на нашем партийном знамени.



– Но, согласитесь, далеко не все сторонники демократии считают образцом народовластия власть Советов. Откровенно говоря, непонятно, почему коммунисты так боятся «перекраситься» в социал-демократов?



– А такие примеры уже были. Горбачев, Яковлев, Попов, Титов, Селезнев, Рыбкин... Надо продолжать список или и так все понятно?



– Знамя марксизма-ленинизма тоже побывало в разных руках. Разве это аргумент?



– На мой взгляд, не важно, кто как называется, какие этикетки на себя навешивает. Важно, какие цели он преследует. Консолидированное мнение, сложившееся в партии, таково, что у нас есть один способ выживания: следовать своим историческим целям и идеалам, отстаивать интересы широких масс трудящихся, сохранять свое лицо и знамя.



– Вопрос частного свойства: не трудно совмещать подготовку к съезду с подготовкой к своему юбилею?



– Это разные по масштабу события, поэтому совместить их легко: сначала – съезд, а потом уж юбилей. Говорят, такие круглые даты можно отмечать целый месяц, так что время у меня есть.



– Это будет партийное мероприятие или семейный праздник?



– Конечно, это скорее личный праздник, но юбилей политика всегда окрашен в политические тона. Учитывая, что меня многие знают и многие мне симпатизируют, это событие неизбежно приобретает общественный резонанс. Хотел бы надеяться, что партия власти и ее сателлиты хотя бы на неделю приостановят свою «мочиловку», перестанут поливать КПРФ и ее лидера грязью. Это было бы по-человечески, по-христиански, если уж политических и правовых сдержек у них нет.



– Но сейчас вас в основном «поливают» ваши соратники…



– Да, к сожалению, не все способны работать в оппозиции, жить под постоянным прессом. Кто-то не вынес этой «давиловки», кто-то соблазнился разного рода посулами со стороны власти. Сейчас некоторые из этих людей участвуют в кампании клеветы, развернутой против руководства партии. В семье, как говорится, не без урода. Но меня удивляет, откуда у этих «соратников» такие информационные и материальные возможности! Представьте: брошюрки и газетки с измышлениями против руководителей КПРФ доставляются каждому члену партии прямо на дом, по почте, бесплатно. Мы подсчитали: только рассылка одного такого агитпродукта стоит порядка 60 миллионов рублей. Наши внутрипартийные «диссиденты» не так богаты. Понятно, что это работают деньги партии власти.


материалы: Независимая Газета © 1999-2003
Опубликовано в Независимой газете от 28.06.2004
Оригинал: http://ng.ru/politics/2004-06-28/1_zuganov.html