|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.06.2004 01:04:31
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
6. Манера работать и поведение на рабочем месте (+)
6. Манера работать и поведение на рабочем месте
<Работа и мучит, и кормит, и учит>
<Наобум только вороны летают>
Русские народные пословицы
Пытаясь вывести формулу различий в жизненных моделях поведения русских и европейцев в самых разнообразных ситуациях, остановимся на
простых причинах, которые имели сложные последствия. Более или менее установлено, что все разнообразие моделей развития в Европе
сводимо только к двум.
Первая. Этносы, которым природные границы и сильные соседи указали предел территориальному расширению, поневоле обращались к
интенсивному способу ведения хозяйства. Постепенно они приучились к систематическому, без рывков, труду, изобрели тысячу полезных
навыков и технологий, и в конце концов были вознаграждены, создав богатейшую, достойную зависти технологическую, духовную и
социальную культуру.
Вторая модель наглядно воплотилась у восточных славян. У них не было четко обозначенных природных рубежей. Только на юго-западе
вставала стена Карпат с сильными соседями, да на юге было - грозное Дикое поле. А на других направлениях раскинулись почти
нетронутые леса. Можно было идти все дальше и дальше на восток и на север, селиться вдоль бесчисленных рек. Проще всего было
распахать нетронутое ничейное поле или лес, чем удобрять истощившуюся землю. На всяком новом месте в течение недели ставилось новое
деревянное жилище. При таком обилии леса и пустых пространств никому и в голову не приходило тратить лишние силы на возведение
каменного жилища, чтобы оно потом держало человека на одном месте, как якорь.
Вот в этом (географическом) факторе - истоки экстенсивной психологии, поиски лучшей доли, <длинного рубля> и вместе с тем,
отсутствие желания укореняться <всерьез и надолго> на одном месте, позволяло русским заселять огромные пространства. Любой народ,
оказавшись в этом углу мира, независимо от языка и расы вел бы себя точно так же. Экстенсивная модель поведения, усвоенная
большинством людей, стала моделью поведения и их государства, и хозяйствования. Вся история России - следование данной модели, и в
то же время история попыток преодолеть ее. Это один из факторов, определивших своеобразную манеру русских трудиться.
Кроме того, стоит отметить, что русские часто смешивают очень разные вещи: профессиональное, социальное и индивидуальное - в
отличие, например, от француза, который оставляет все, что касается его дела за порогом своего кабинета. Это означает в
действительности то, что француз на работе только работает. Все его социальные связи, круг друзей и привязанности, все подробности
личной жизни остаются тайной для его коллег и не подлежат обсуждению.
Русский же человек на работе не только работает: он там эмоционально живет социальной и личной жизнью. Работа для него - не только
добывание средств к существованию (денег), но и способ <повышения своей социальной значимости, получения социального признания>,
которое может выражаться по-разному: в виде денежной премии, ценного подарка, награды, фотографии на видном месте, публикации в
газете и т.п. Очень важно и то, что россиянин в коллективе связан с каждым его членом прочными нитями симпатий и антипатий, т.е.
эмоциональными отношениями.
При обсуждении деловых вопросов у русских тоже есть свой стереотип поведения: они могут вас неожиданно перебить, если им пришла в
голову интересная мысль, и в споре они более эмоциональны. У них не такое сильное уважение к самой мысли, к логическим доводам, как
у западных людей. Они легко могут перейти от рассмотрения вашей мысли к обсуждению ваших личных качеств и ошибок. Но если они
понимают, в чем не правы, то могут тут же извиниться, не пытаясь упрямо <сохранить свое лицо>. Как говорится, <Умный смиряется,
глупый надувается>.
Из-за несовпадения стиля работы между русскими и французами возможны серьезные конфликты, взаимное непонимание. Французы не устают
удивляться: <Почему они вдруг изменили расписание встреч? Почему не закончили работу к определенному сроку? Почему они нарушают
график выполнения заказа ?>
С другой стороны, русские тоже вправе задавать свои вопросы: <А зачем так держаться за этот план, если обстоятельства вдруг
изменились? И зачем так раздражаться, что я опоздал на встречу: ведь посмотрите, какие пробки на дорогах! И не думайте, пожалуйста,
что только вы один желаете иметь со мной бизнес! И совсем непонятно, зачем упрямо придерживаться установленного срока, если это
будет во вред качеству (или цене) ? Почему бы не изменить цену продукта, если изменились мировые цены на сырье ?>
До тех пор, пока одна сторона не приспособится к другой, подобные конфликты в результате взаимного недопонимания неизбежны. Переход
от одной системы к другой дается очень нелегко, но при наличии доброй воли он возможен. Кажется, что компромисс между двумя манерами
работать мог бы дать хорошие результаты. Просто нужно уметь использовать в своих интересах индивидуальные качества деловых
партнеров. А для этого их надо знать, спокойно воспринимать и постоянно учитывать.