От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 24.06.2004 22:04:45 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

14. Феномен российского пьянства (+)

 14. Феномен российского пьянства

Водка - вину тетка>
<Пьяному - море по колено, а лужа - по уши>
<Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке>
Русские народные пословицы

В общенациональной газете <Известия> (22 февраля 2002 г.) и в Интернете прошла информация, наделавшая много шуму. В ней
рассказывалось, что <Российское застолье убило французского специалиста>. Три года тому назад в Нальчике француз 44 лет умер от
алкогольной интоксикации - всю ночь пил водку со своими российскими коллегами. Его вдове было отказано в пенсии, и она подала в суд
на фонд социальной защиты. Суд постановил, что вдова имеет право на пенсию, потому что имел место <инцидент на рабочем месте>, что
работодатели погибшего должны были учитывать <российскую специфику>, поэтому они несут ответственность за своего сотрудника. В его
обязанности входило устанавливать рабочие контакты с коллегами из России, которые сопровождались традиционными возлияниями.
Пить ему, разумеется, пришлось национальный российский продукт, а как известно, <Водка- вину тетка>, т.е.вещи несопоставимые. Как
утверждают сами русские, слишком велика разница в процессе питья вина и водки (ч. 2, гл. 1,  9), а также в его результатах.
Так, французу совершенно неведомо понятие <опохмелиться> и всего остального, что с этим связано. Работодатели, конечно, знали о
традиции застолий российской жизни, но не принимали всерьез, не подготовили человека, что повлекло за собой его гибель. Во избежание
подобных случаев нужно знать о феномене российского питья не только понаслышке.
Любовь к горячительным напиткам на Руси - давно известна и традиционна. Во-первых, это связано с холодным климатом: алкоголь ощутимо
согревает в холод. Виноград в России не растет. Вот и пользовали сначала меды, пиво, хлебное вино. Водка появилась не ранее XV века.
Во-вторых, существует давняя историческая традиция. Известно, что в свое время киевский князь Владимир не мог принять Коран по
нескольким причинам: непонятного языка, странного обычая не есть свинину и не пить вино. Последнее было просто неприемлемо - и вовсе
не из-за повального алкоголизма, а в силу древнерусских традиций.
В те времена по русскому обычаю князь должен был делить трапезу (т.е. есть) вместе со своей дружиной. Этот ритуал скреплял дружбу
князя с воинами, усиливал их взаимное доверие. Славяне на Руси привыкли к хмельным напиткам, так как они снимают усталость и стресс
после военных походов, согревают. Ритуал княжеских пиров был очень строгий, и не допускал <буйства во хмелю>. Пьянство <для
развлечения> всегда строго осуждалось, а умение хранить ясный разум после распития высоко ценилось как особое мужское достоинство:
<Пьян, да умен - два угодья в нем>. Для сравнения: арабы пили вино, но только в узком кругу, поэтому у них, в отличие от русских,
нет ритуала пиров и соответствующих стереотипов поведения на них.
199Итак, князь Владимир в X веке сделал свой выбор: было принято православие, и не только под влиянием красоты греческой литургии,
но и потому, что не нарушалась древняя традиция: <Веселие Руси есть пиши.., и нам без того не жити>\ Веселье и питье в русском
сознании неразделимы. Из глубокой древности эти традиция перекочевала и в Новые времена. По статистике, Россия остается мировым
лидером по количеству потребления алкоголя на душу населения, опережая традиционно <много пьющие> страны: Францию, Португалию,
Италию, Германию и Венгрию.
По мнению врачей, потребление горячительных напитков в России превышает все допустимые нормы. Оказывается, человек может употреблять
без непоправимого вреда для здоровья не более 10 литров алкоголя в год, а в России на каждого человека, включая женщин и детей,
приходится 13-15 литров11. Русские лидируют в потреблении алкоголя даже при том, что теряют от 9 до 22 лет жизни вследствие болезни
от пьянства и знают об этом.
Еще более губительно действие некачественного <самодельного> алкоголя. Под его воздействием ежегодно в стране погибает около 35
тысяч человек. Значительная часть отравлений приходится на российскую провинцию, где пьющие люди особенно стеснены в средствах и
употребляют то, что нормальному человеку не снится в кошмаре. В маленьких городах и сельской местности, где трудно найти работу,
пьянство как косой выкашивает самое активное и трудоспособное население - молодых мужчин.
Бесспорно, что алкоголизм - это первая причина сохранения устойчивой разницы (13-14 лет) в продолжительности жизни мужчин и женщин:
мужчины пьют несравненно больше и чаще. Надо ли объяснять, насколько такое положение губительно для всей страны? И откуда идет такая
беда, истребляющая огромное количество людей без всяких войн? Здесь снова приходится отметить древние традиции гостеприимства,
согласно которым русский стол немыслим без крепких напитков, а также, разумеется, роль климата. После дальней дороги для замерзшего
от зимней стужи путника чарка водки особенно желанна. Она же помогает снять неловкость первых минут знакомства, <развязать> языки
для душевного разговора.
Кстати, русскому человеку, для того, чтобы выпить, обязательно нужна компания. По общему убеждению, тот, кто пьет в одиночку -
алкоголик, таких не уважают. Если в кафе или ресторане вы увидите человека, сидящего наедине с рюмкой водки, можете быть уверены,
что это - иностранец (российские алкоголики, если пьют в одиночку, то обычно делают это дома, скрываясь от чужих глаз).
Есть и причина чисто физиологическая. Все замечали, что алкоголь на каждого человека влияет совершенно по-разному: одному достаточно
кружки пива, чтобы проявились все признаки опьянения - красное лицо, чрезмерная возбужденность и т.п., а другой выпьет бутылку водки
и спокойно пойдет дальше. Все зависит не столько от количества и качества выпитого, сколько от активности фермента, окисляющего
алкоголь - уксусного альдегида.
У разных людей активность этого фермента может отличаться в десятки раз (!). У монголоидов, например, этот показатель низкий, потому
даже после выпитой кружки пива они могут совершенно опьянеть. Кстати, это объясняет феномен губительного воздействия <огненной воды>
на целые народы Крайнего Севера. Первое же знакомство с крепким алкоголем доводит их до бессознательного состояния, действуя как
сильный наркотик. В дальнейшем из-за слабой активности того же фермента, они попадают в состояние наркотической зависимости от
алкоголя, не в силах прекратить пить, постепенно деградируют и погибают. Такая ситуация наблюдается не только в северных регионах
России, но и на американском континенте.
Обычно у европейцев степень активности этого фермента высокая. Вот почему они лучше, чем монголоиды переносят алкоголь, не попадают
в тяжелую зависимость от него. Поэтому нет ничего странного в том, что например, некоторые жители Великобритании или французской
Бретани <расслабляются> каждый уик-энд до потери памяти, но зато всю неделю спокойно переносят отказ от удовольствия питья, не
впадают в зависимость от него. Дело здесь вовсе не в <силе воли> или, наоборот, личной расслабленности или <диких нравах>. Поведение
людей, как это ни парадоксально, зависит не только от их воспитания или разума, но и от физиологического состава крови. Кстати, в
этом-то и есть разница между <обычным> европейцем и алкоголиком, у которого из-за злоупотреблений активность фермента постепенно
<сошла на нет>. Он пьет не только по слабоволию или чтобы досадить ближнему: малейшая доза алкоголя любой крепости <ломает> его как
сильный наркотик.
В этом аспекте русские (впрочем, как и во многом другом) занимают промежуточную позицию между европейцами и монголоидами [72]. В
целом же это люди с высокой активностью <алкогольного> фермента в крови. Это значит, что они хорошо переносят спиртное, могут много
выпить водки и остаться <в разуме>, не болеют после этого. Такая стойкость, как ни странно, гибельна: русские действительно хорошо
переносят алкоголь, но быстро привыкают к нему и впадают в зависимость.
Есть и психологические причины русского пьянства - анестезирующее действие алкоголя. Веками россиянин искал в рюмке забвения
проблем: самодурства барина, несправедливости начальства, просто тоски и беспросветности бытия. То же самое происходит и в
современной России, где на полтора десятилетия затянулась <шоковая терапия>. Непьющие люди гораздо чаще (47%) высказывают мнение о
том, что <терпеть свое бедственное положение уже больше невозможно>. А вот среди пьяниц только 20%73 думают так же. Терпение за счет
алкоголя - это не то же самое, что терпение за свой собственный счет. Значит, в российском долготерпении и покорности можно увидеть
не только черту национального характера, но отчасти и влияние алкоголя.
Можно сказать, что в условиях современной России алкоголь имеет не только анестезирующее, но и эмансипирующее действие: он
освобождает человека от бытовых проблем, от прессинга обязательств перед обществом, от авторитета государства, усиливает
<свободолюбие>.
Весьма существенной причиной тотального алкоголизма русских является экономическая. Водка доступна и по цене, и потому, что купить
ее можно при желании везде. К вашим услугам найдется магазин, работающий 24 часа в сутки и без выходных.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Во-первых, не нужно смотреть на любовь русских к выпивке только как на проявление <диких нравов>. Причины этого феномена
разнообразны: исторические, физиологические и экономические. Все вместе они усугубляются неудовлетворенностью русских современной
жизнью.
Во-вторых, давняя российская привычка к алкоголю неминуемо коснется и вас, если вы собираетесь заниматься бизнесом на территории
России. Вряд ли вам удастся избежать <русских обедов>, где будут пить водку. Общеизвестно, что люди, которые ни с кем не пьют,
малоуспешны в бизнесе, равно как и других делах. Так было всегда.
Давно подмечено, что алкоголь <развязывает> языки: <Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке>. И многие <сильные мира сего> в
истории России без зазрения совести пользовались этим. Известно, что к этому средству прибегали Иван Грозный, затем Петр 1, а также
Сталин. Они специально, угрожая расправой, поили тех, кто <нуждался в проверке>, и таким образом узнавали чужие тайны.
Кроме того, напомним, что для России, особенно во времена СССР, характерным было <деловое пьянство>, т.е. пьянство на рабочем месте.
Люди, которые не пили, чувствовали себя в коллективе изгоями, чужими. Особенно это касалось мужчин. В советское время в русском
языке появилось характерное слово <междусобсойчик>, обозначавшее выпивку на работе <среди своих> (посвященных). На таких
<междусобойчиках> за рюмкой водки обсуждались деловые вопросы, в том числе и кадровые, которые затем нередко получали свое отражение
в официальных приказах и назначениях. Знание того, с кем <надо пить>, умение организовать <свой круг>, умение веселить компанию с
помощью анекдотов, искусство произносить тосты и быть <своим в доску> - очень часто способствовало продвижению в карьере. Если у
человека возникали какие-либо проблемы, то члены <своего круга> оказывали ему всяческую помощь, например, телефонный звонок <кому
надо>, победу в конкурсе, денежную премию, место в больнице и т.п.
Эта же традиция сохранилась и поныне. Чтобы быть успешным в бизнесе, надо знать, где, с кем и как пить. Это нужно признать как
данность и всегда иметь в виду. Хотя это совершенно не исключает, что вы встретите русского, который терпеть не может водки, а знает
толк в хороших винах. Выросло уже новое поколение людей, которые провели свое детство в достатке, слушали курсы в университете за
границей, имеют разнообразный жизненный опыт и новые стереотипы поведения с ориентацией на <Запад>.
Впрочем, вполне осознавая такую любовь к горячительным напиткам как <слабость>, которая удивляет, а иногда и шокирует иностранцев,
русские при деловых контактах, скорее всего постараются вести себя корректно. Другое дело, когда <деловая часть> завершена, и они
хотят по-своему отпраздновать это событие или просто расслабиться. Среди <своих> они будут вести себя уже иначе, <без тормозов>,
пить по-русски {<Пьет, как за ухо льет>), получая от этого удовольствие. Если вы вдруг оказались в такой компании, то постарайтесь
воспринимать это не только как жестокое испытание для вашего здоровья, но и как знак особого доверия к вам.
В заключение следует отметить, что по статистике потребление водки в России в последние несколько лет немного сократилось, выросла
доля потребления шампанского (для празднования Нового года, свадьбы или других торжественных праздников) и особенно пива. Неимоверно
возросшая популярность пива особенно бросается в глаза, например, телезрителям: регулярно передача прерывается рекламой пива. <Что
мы делаем? Да пиво пьем!> - этот рекламный слоган стал реальностью молодежной жизни в России и уже вызывает тревогу в обществе. По
мнению специалистов, страсть к этому напитку является только прелюдией к алкоголизму. Так что пристрастие к <горячительным напиткам>
в России по-прежнему живо...

Итак,
сравнение российской и западной ментальности показало, что для российского массового сознания характерна не практическая, а скорее
гуманитарная74 направленность. В нем преобладает интерес к проблемам личности и ее развития, исторические сюжеты, проблемы
творчества, интерес к политике и отношениям людей в социуме.
Западный менталитет более рационален: для него важнее <здравый смысл>, логика, проблемы социального устройства с акцентом на
<терпимость> (толерантность), <равенство>, <право>, политические институты и т.д. Российское сознание более идеологизировано: в нем
чаще используются термины <мировоззрение>, <мировоспринятие>, <отношения между людьми> и т.п. Традиционные социальные установки в
сознании русского человека влияют на формирование как его привлекательных качеств, так и недостатков. Привлекательны, с
однойстороны, его гостеприимство,открытость, искренность, дух товарищества и взаимопомощи, готовность помочь другому в беде,
способность пожертвовать собой и своими интересами во имя любви или дружбы, доверчивость, терпеливость, миролюбие и незлопамятность.
Человек, близко знакомый с русской культурой и с русскими, друживший с ними, навсегда проникается симпатией к ним. И более того,
может измениться под их влиянием. Подмечено многими, что находясь под влиянием и в окружении русских, <западный> человек со временем
делается более добродушным, более спокойным по отношению к карьере и успеху, более <широким> и свободным по духу, менее мелочным и
суетливым в достижении материальных целей.
В этом признаются сами европейцы, которые после нескольких лет разлуки с родиной вынуждены, как это ни парадоксально звучит, вновь
<ломать> себя, возвращаясь к европейским порядкам, образу жизни и характеру межчеловеческих отношений. Однако, с
другойсторонь/,съомстъены русским непрактичность, легкомыслие в серьезных вопросах, неритмичность в труде, недостаток практицизма и
того, что европейцы называют <здравым смыслом>, не вполне развитое чувство собственности и - как результат - неразличение своего и
чужого, неумение выстраивать планы и перспективы на будущее и затем методично и неуклонно реализовывать их, недисциплинированность,
неспособность надолго сосредоточиться на чем-то одном, недостаток истинного профессионализма, который часто выражается не столько в
<незнании>, сколько в неумении спокойно (автоматически) исполнять свои профессиональные обязанности, слишком <личное> и
эмоциональное отношение ко всему на свете, безответственная надежда на <авось>, на <чудо>, на то, что <пронесет> или <кривая
вывезет>... А помимо этого - любовь к <зеленому змию> и буйным празднествам, излишняя субъективность и <личностный> подход ко всему,
желание найти виноватого и свалить на него проблемы в трудной жизненной ситуации - все эти качества усложняют отношения русских с
другими людьми.
Они плохо сказываются на <деловой> репутации, создают не просто отрицательный образ, а расхожее мнение, что русские - <обломовы> и
<ненадежные партнеры в бизнесе>. Это, однако, не совсем справедливо. Конечно, русских трудно назвать народом, ретивым в
зарабатывании или экономии денег. Им чужда муравьиная хлопотливость, они трудолюбивы, что называется <в меру>. Скромные деловые
качества русских ими самими не скрываются, и более того, даже демонстрируются со всей русской откровенностью и искренностью,
высмеиваются ими самими в анекдотах.
Но все это только до того момента, пока русские не увлечены делом. И если дело им интересно, если вы сможете увлечь их
перспективами, да еще если между вами сложились доверительные и дружеские отношения, то вы не найдете лучшего партнера в любой сфере
деятельности.