От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 24.06.2004 22:04:40 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

13. Конфессиональные особенности русских (+)

 13. Конфессиональные особенности русских

<В каждом подворье - свое поверье>
<Бог-то Бог, да и сам не будь плох>
Русские народные пословицы

Существует огромная литература о духовной нации, душевной жизни русского народа. Об этом писали русские философы Н.О. Лосский, Н.
Бердяев, Н. Ильин, Л.П. Карсавин и другие - см. библиографию, и все они были согласны в том, что <Главный момент русского духа есть
религиозность> [70].
Действительно, на протяжении почти тысячи лет религиозность составляла сердцевину русского архетипа. Однако в советский период
русская церковь была практически уничтожена, ограблена и унижена, когда священники были во множестве репрессированы, а оставшиеся
были вынуждены сотрудничать с властью, в том числе КГБ. Тем не менее каким-то чудом церковь не была окончательно убита, жизнь в ней
продолжала теплиться, а с началом перестройки даже говорят о возрождении русской религиозности.
Россия - страна многоконфессиональная: здесь представлены и христианство, и ислам, и буддизм, и иудаизм. По сведениям Н. Маргелова,
директора Института религии, выступившего в телепередаче <Глас народа> зимой 2001 г., в настоящее время на территории России
действует 11000 православных приходов, 4400 приходов евангелистов и 258 приходов католиков. Понятно, что традиционно доминирует
православие.
Если говорить о современном самосознании русских, то нельзя утверждать, что их отношение к религии совершенно отлично, скажем, от
испанцев, или итальянцев, или ирландцев, или арабов. Вообще такие вещи сравнивать некорректно - ни формы религиозного служения, ни
обстоятельства принятия или распространения какой-то веры, ни активность воздействия религиозных институтов на государственную
власть или на частную жизнь человека. Исследование религиозной жизни в современной России выходит за рамки данной книги. Известно
лишь, что православная церковь имеет большое значение в жизни общества. Конечно, сила ее подорвана и вряд ли она будет в дальнейшем
играть такую же роль, какую имела до революции 1917 года. Однако в отличие от других общенациональных институтов церковь располагает
высоким уровнем общественного доверия. Во всяком случае, по результатам опросов общественного мнения, 54% (больше половины)
опрошенных заявили о своей приверженности к православию, а атеистами себя объявили 46%.
Более точных данных мы не можем представить: в конце концов, существует свобода совести, но можно передать атмосферу...
В этом плане можно напомнить облетевшие весь мир репортажи по ТВ, когда перед телекамерами, неумело крестясь, со свечой в руках
позируют политические деятели первой волны демократии: Ельцин, Хасбулатов, Жириновский. Из этого эпизода все понимают, что церковь
больше не преследуется в России, как это было на протяжении 70 лет. Более того, в политическом <бомонде> стало модно ходить в
церковь, креститься, венчаться и отстаивать многочасовые литургии. Возможно, эти действия были рассчитаны главным образом на СМИ,
чтобы смягчить образ правителей, которые от этого как бы становились ближе к народу.
К сожалению, есть основания утверждать: истоки религии в России утрачены, возможно надолго, если не навсегда. Тот факт, что чуть не
половина россиян считает себя приверженцами православия, и что стало модным носить на шее православный крест - еще не означает
возвращения религиозного сознания. Вера все-таки передается воспитанием - с молоком матери, с последним словом и взглядом умирающего
деда, а не по решению бывшей партийной номенклатуры. Однако даже если предполагать, что бывшая глубокая религиозность русских в
результате жестоких преследований уничтожена, то все равно в их сознании она не исчезла бесследно, а сохранилась хотя бы в языке.
Например, каждый человек (неважно - верующий или атеист) десятки раз в день произносит <спасибо>, и при этом бессознательно
формально обращается к Богу, прося помочь ему и спасти: в средние века благодарность произносилась как <спаси (тебя) Бог>.
А как русские выражают свое недоверие или презрение к нечестному человеку, который потерял совесть и хочет обмануть другого? Они
говорят: <Побойся Бога>, <Креста на тебе нет>. Значит, <крест> в русском сознании - синоним слова <совесть>, человеку <с крестом>
можно доверять, крест - это как бы гарантия того, что он <свой> и не сделает тебе плохого.
Все оттенки сильных эмоций, в том числе и восторг и ужас, и восхищение - все это выражается с помощью присловья <Господи, Боже мой\>
Интересно, что западный современный человек, произнося то же самое на своем родном языке, кажется сам себе манерным или находится в
состоянии аффекта. Короче говоря, в устах западного человека лишнее поминание Бога выглядит не совсем натурально. Для него это -
архаизм или позерство, а для русского же человека - привычная эмоциональная скороговорка, особенно в речи женщин.
Не вдаваясь в теорию, можно отметить конфессиональные особенности православной церкви.
Во-первых, православие, по сравнению с католицизмом - более домашняя, народная религия. Здесь относительно редки случаи религиозного
экстремизма, религиозного противостояния и войн. В момент обращения к христианству русские, в отличие от многих других наций-
прозелитов, получили Священное Писание не на чуждом языке (латинском, греческом или древнееврейском), а в понятном переводе на
славянский святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
На Руси не было монастырской учености западного типа (со знанием латыни, римской философии, истории и литературы). На почве такой
монастырской учености в Европе выросли университеты и развились искусства. А на Руси священники и монахи не были обязаны изучать
древние языки и науки. Это и объясняет, почему постепенно на Руси накапливалось отставание в науках и технологиях - очевидный изъян
русского исторического наследия, по крайней мере на материалистический, картезианский взгляд. Зато и отношение к Богу было более
<домашним>, близким. <На Бога надейся, а сам не плошай>, говорили всегда русские, а это подталкивало их к самостоятельным действиям,
независимо от религиозных предписаний.
Во-вторых, в современных условиях русское православие - более архаичная и традиционная религия: молитвы произносятся на
старославянском языке, непонятном даже для образованных людей. В-третьих, православие содержит довольно суровые предписания: нельзя
входить в церковь в неподобающей одежде и макияже, женщине нельзя носить брюки, голова ее должна быть закрыта платком или шарфом, в
любую жару ее тело должно быть прикрыто. Об этом не будет лишним знать, если вы захотите поближе познакомиться с православными
службами: вполне возможно, что русские <бабушки> весьма агрессивно напомнят вам о правилах.
Кроме того, почти половину дней в году русские православные едят постную пищу, т.е. без мяса и животных продуктов. А накануне Пасхи
в течение шести недель следует особенно строгий пост. Многие русские следуют этим традициям не только из религиозных, но и из
гигиенических соображений.
В целом, предписания русской церкви, возможно, и не такие суровые и многочисленные, как, например, в других конфессиях, но вас
заставят уважать их и следовать им, даже если вы посторонний наблюдатель или турист.
И, в-четвертых, присутствие во время русской литургии будет непривычно иностранцу: с одной стороны, теплая атмосфера, прекрасные
иконы и необыкновенное пение приведет вас в восхищение. Но, с другой стороны - в русской церкви нельзя сидеть во время службы и
пребывать в комфорте. В течение нескольких часов молящиеся стоят, кланяются в пояс. Может смутить обычай целовать икону многими
молящимися. Если и вы захотите приложиться, знайте, что не стоит целовать лик, изображенный на ней! Это будет воспринято верующими
как святотатство. В XVI веке во время польской интервенции, например, Марина Мнишек, жена Самозванца, по незнанию поцеловала на
иконе Божью Матерь в губы, и этот эпизод мог бы стать в ее жизни последним: в православной традиции принято прикладываться к краю
образа или окладу.
В-пятых, стоит напомнить о напряженных отношениях между православием и католичеством. Само слово <православие> образовано при
переводе на русский язык греческого слова <ортодоксия> и приобрело смысл <верное учение>. Тем самым византийское, или восточное
христианство противопоставлялось западному (католическому). Таким образом, русские, по их собственному убеждению, более <правильно
славили Бога>, чем другие. Отсюда особое отношение к <другим> христианам, например, католикам. И это напряжение не ослабевает.
Вспомним, например, бурю вокруг католической церкви в русских СМИ в начале 2002 г., когда в эти отношения вмешался даже МИД России,
т.е. само государство. Спор начался с проблемы проведения телемоста между Папой Римским и католиками России.
Патриарх Алексий II назвал этот факт <вторжением католической конфессии на территорию России>. Дальше - больше: самые уважаемые и
известные деятели российской культуры написали письмо Президенту с лозунгом: <Долой Ватиканских миссионеров!>, где не скрывали
своего гнева по отношению к <католической экспансии>.
Это можно расценить и как политические игры, и как накопленное веками недовольство и раздражение, и как забвение принципа
толерантности. По мнению директора Института религии Н. Маргелова, <русская православная церковь ощущает себя неуверенно, особенно
после визита Папы Римского в страны Восточной Европы>. Возможно, отсюда нервный тон высказываний ее представителей, что влияет на
всех верующих. Но при этом не каждый верующий ясно сможет вам объяснить, в чем отличие православия от католичества.
И последнее. Традиции русского православия таковы, что все, в том числе и преуспевшие в бизнесе люди, <по совести> должны жертвовать
часть своего дохода или на дела церкви, или сиротам и нуждающимся. В этом-то и состоит секрет полного преображения внешнего вида
крупных городов России. Тот, кто видел Россию в последний раз хотя бы 10 лет назад, не поверит своим глазам при виде блистающих
золотом и роскошным убранством многочисленных храмов (и не только православных) и отреставрированных дворцов. Часто вся это
красота - не от щедрости или взрыва патриотических чувств государства и его чиновников. Все создано на церковные пожертвования и
средства многочисленных преуспевших людей.