|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
24.06.2004 22:04:30
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
10. Отношение к "начальству" (+)
10. Отношение к <начальству>
<Артель без вожака - что топор без держака>
<Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак>
Русские народные поговорки
Напомним еще раз, что в древности на Руси сложились весьма демократические традиции отношений между простыми людьми и теми, кто
обладал властью. Так, известно, что в северных городах, например, в Новгороде, в XII веке существовало <вече> - прообраз парламента.
Только жестокость Ивана Грозного уничтожила этот демократический институт. Однако позднее в Московском царстве с XIV века
возобладала тенденция, привнесенная татаро-монголами: под их влиянием в России укрепился тип социальных связей <господин- его слуга>
в азиатском варианте. В общественной и в частной жизни поведение человека стало оцениваться с точки зрения его <чина> (т.е. места
человека в социальной иерархии), иначе говоря <чинопочитание>.
Таким образом, постепенно сформировались новые формы поведения человека в обществе: возникла особая сервильная психология и
нравственность, которая подкреплялась, как уже говорилось, задавленным чувством собственного достоинства русских. Один и тот же
человек может проявить пренебрежение, высокомерие по отношению к зависимому от него человеку, но буквально через минуту его
поведение может стать диаметрально противоположным - рабским, угодливым перед лицом начальника; прямо по народной пословице: <С
просителями- шибко, а с начальством - гибко>. О такой модели поведения говорит еще более выразительная по цинизму русская поговорка,
выражающая принцип отношений в любом коллективе, вплоть до настоящего времени: <Ты начальнику- дурак,я начальник,ты- дурак>. На
практике это означает, что человек, не обладающий властью, не должен претендовать на то, чтобы осознавать себя как личность. Его
ценность только в том, что он - часть общей машины, исполнитель, не имеет права спорить, отстаивать свое мнение перед начальником. В
любом случае, даже если он прав, эта попытка кончится для него плохо. В течение столетий на генетическом уровне в русского человека
вбита идея: <Не спорь с начальством: ему виднее. А если станешь спорить- тебе же будет хуже>.
Сервильную психологию можно и стоит осуждать. Но можно попытаться понять это как вынужденную модель поведения, как результат
фаталистического отношения к жизни и конформизма русских.
Задумаемся, например, почему в современной России несмотря на ужасающие условия труда и несправедливую систему жизни, несмотря на
невыплаты зарплаты, несмотря на явную деформацию отношений между работником и работодателем (какая и не снилась западному
человеку) - крайне редки выступления с социальными протестами? Вот, например, аргентинские граждане в начале 2002 года из страха
перед девальвацией своей валюты на 50% устроили по всей стране погромы и заставили уйти в отставку одного за другим пятерых (!)
президентов. А в России после кризиса 1998 года, когда рубль обесценился на 400% и миллионы людей потеряли свои сбережения, рабочие
места и надежду вернуть свой прежний материальный статус, никому в голову не пришло идти на баррикады или легально использовать
существующие инструменты демократии: например, отозвать своего депутата, потребовать от него хоть каких-то действий... И вновь в
либеральной прессе звучат штампы об извечной покорности русских.
Как показывают социологические исследования [68], большинство россиян в период 1995-1998 гг. находилось в состоянии пассивного
сопротивления вялотекущему курсу реформ. Это выражалось в том, что продолжаось производство товаров и услуг, несмотря на неплатежи
заработной платы или ее резкое снижение. Люди продолжают работать, получая <смешную> зарплату! Подобное трудно себе вообразить в
странах с рыночной экономикой.
Форма пассивного сопротивления в течение многих поколений приводит к привычке терпеть. Самое плохое при этом то, что люди теряют
чувство опасности. Аналитики называют это <феноменом вареной лягушки>. Известно, что лягушки - холоднокровные твари и их внутренняя
температура соответствует внешней. Если ее бросить в горячую воду, то разница температур даст сигнал опасности, и она выскочит из
воды. А вот если ее поместить в воду и постепенно нагревать, то она успевает выравнивать внутреннюю и внешнюю температуру, пока
постепенно не сварится.
У русского человека очень развито стремление к устойчивости состояния: условия жизни в России часто бывают экстремальными, а жить
хочется всегда. Вот все и стараются приспособиться к любым жизненным условиям, терпят, <затягивают пояса> в надежде на то, что
как-нибудь <кривая вывезет>, <авось повезет> и дальше все устроится... Фатализм и свойственный русским конформизм приучил их к
мысли, что не стоит совершать резких действий, чтобы не было еще хуже>.
Ситуация усугубляется и отсутствием того, что русским так упорно приписывается: недостаточно развитое чувство коллективизма, умения
собраться всем <в едином порыве> перед лицом серьезных трудностей. Такое качество проявляется у русских, к сожалению, крайне редко -
только перед лицом всеобщей катастрофы (например, войны).
Конечно, апатия и разнобой в действиях современных россиян могут вызывать только сожаление, но вместе с тем нельзя не почувствовать
уважения к стоицизму, огромному терпению и разумному спокойствию россиян. Какие бунты можно устраивать в стране, где изношенные
атомные реакторы и множество особо опасных производств, связанных с химией и радиацией? А можно ли забывать о суровой русской зиме?
Ведь одна авария на электростанции или поломка тепловых коммуникаций в январскую стужу способна бесшумно убить население целого
города... Какие уж тут бунты и погромы! Это в 30 градусов жары можно по ночам толпами разбойничать, грабить магазины, не рискуя
умереть от переохлаждения. Сравнение Аргентины и России - некорректно, а использование заезженных мифов о покорности русских -
неправомерно.
Отмеченные особенности русского архетипа - стоицизм, безмерное терпение, умение образовать устойчивое состояние, разумное
спокойствие, способность выживать в самых невероятных условиях, умение найти выход там, где другой человек просто пропадет, неумение
(нежелание) отстаивать частные интересы, способность смириться с трудными обстоятельствами без гнева в душе, образованность русских
в сочетании с развитыми интересами создают, на наш взгляд, благоприятную ситуацию для любых работодателей в России, для делового
сотрудничества.