|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
24.06.2004 22:04:26
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
8. Правосознание русских (+)
8. Правосознание русских
<Большой да богатый не бывает виноватый>
<Закон - что дышло, куда повернешь, туда и вышло>
Русские народные пословицы
Правосознание - это умение уважать право и закон, способность добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные
обязательства, умение строить свою жизнь, не совершая правонарушений и преступлений. В основе правосознания лежит чувство
собственного достоинства, внутренняя дисциплина, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, граждан к власти и власти к
гражданам. В соответствии с глубоким замечанием философа Ивана Ильина, <чем сильнее и глубже правосознание в народе, тем легче им
править, тем менее опасна слабая власть> [66].
Русское правосознание имеет тяжелое историческое наследие: удельные раздоры и татарское иго в Средние века, влияние кочевого и
разбойничьего юго-востока, многочисленные народные восстания, бунты и беспрерывная череда дворцовых переворотов XVI-XVIII веков,
революционное движение XIX века, система советской власти в XX веке... <Все это нарастало на тот особый склад души, который можно
охарактеризовать как недисциплинированность, как славянский индивидуализм, как славянскую тягу к анархии, как естественную
темпераментность> (И. Ильин).
Постепенно в русском народе выработалось такое правосознание, которому импонирует только сильная власть (<строгое начальство>).
Слабая власть всегда вызывала и еще долго будет вызывать в России чувство вседозволенности, коррупцию и общественный распад [66].
Принцип жизни в России <До Бога высоко,а до царя- далеко> отражает народное отношение к установленному порядку (государству, закону,
правилам). Его смысл таков: бесполезно искать справедливость, на нее не стоит надеяться, поэтому <делай, что хочешь> (тут и барское
самодурство, и крестьянская вороватость). В народе редко выражается восхищение от прямолинейности и законопослушности человека.
Скорее, в русском фольклоре можно найти такие <мудрости>: <Ехал прямо, да попал в яму>, <Прямо только вороны летают, да и те крылья
ломают>, <Прямой напорется, а кривой пройдет> <т.п. Даже есть такая русская поговорка: <Не пойман- не вор>.О хитрецах обычно
говорится с одобрением, логика здесь проста: если жизнь так устроена, что правды не сыскать, значит можно надеяться только на себя
самого и позволить себе больше, чем разрешает власть. Не стоит так уж бояться правонарушения, страшиться переменить <свою судьбу>,
все рано <хуже не будет>. <Семь бед- один ответ>. Всякому терпению бывает предел и дисциплина хороша лишь в меру. Русь велика и
равнинна, всегда можно убежать подальше и поискать <свободной жизни>.
И люди уходили <на волю> - в леса, в степи. Вот откуда эти <вольные люди>, <добры молодцы> в бархатных кафтанах с закопанными
кладами, о которых писалось в летописи и пелось в былинах: это люди без оседлости, без привычки к хозяйственной жизни, но, тем не
менее, не умершие от голода. Недаром по-русски говорят: <Вольный- как птица>.Известно: <Птица не сеет, не жнет, а сыта живет> - вот
идеал жизни! В народе с восхищением пелись песни и слагались легенды о разбойниках - о Степане Разине, об атамане Кудеяре... Все эти
песни и сказки не так уж безобидны: в народной памяти осталось, что анархия и вседозволенность создают более выгодную и легкую
возможность в жизни, чем смирение и тяжкий труд. Отсюда в истории России такое множество народных бунтов (Смута, Разин, Пугачев,
переворот в 1917 года), которые означали разбой, месть, самообогащение и имущественный передел. Правосознание русского народа не раз
поддавалось соблазну вольницы (анархии,), и русская история переживала провалы, из которых потом с трудом выбиралась.
Заметим, что в России важны не столько законы, сколько их исполнители, облеченные властью.Пословица <Закон- что дышло, куда
повернешь, туда и вышло> отражает традиционное отношение народа к судам, где без <индивидуального подхода> дело будет бесконечно
затягиваться (<На каждую букашку пишут бумажку...>) и в итоге сгинет в недрах бюрократической машины. Чтобы выиграть дело в суде
(независимо от твоей правоты или вины) нужно <дать барашка в бумажке> - взятку. Здесь всегда работает одно правило: <Стоит крякнуть,
да денежкой брякнуть, так все и будет>. Это говорит о коррумпированности и бессилии судебной системы.
Кстати, уместно напомнить, что еще век назад подавляющее население России составляли крестьяне, а крепостное право, было отменено
лишь в 1861 году. Крепостники-помещики сами вершили суд над своими крестьянами, откуда и пошли слова о барине, который <вот приедет
и рассудит>. А в советские времена эта же установка обрела форму аксиомы: <Начальник всегда прав>. При этом понятие <начальник>
трактовалось очень широко: для подчиненного это - директор, для директора - более высокое начальство, а для того - <решения Партии и
Правительства> в виде пятилетних планов, указов по борьбе... с алкоголизмом, инакомыслием и т.д.
Попутно заметим, что до перестройки подавляющая часть юристов специализировалась на уголовном (обвинительном) праве. Специалистов по
гражданскому (а тем более по экономическому праву) было крайне мало. В СССР существовал запрет в законодательной системе -
вмешиваться в экономику. Можно сказать, что функции судебной системы в СССР были узурпированы Коммунистической партией. Она
дискредитировала правосудие, превратив его в карательный орган. На каждом предприятии, учреждении, организации Партия имела свои
<судебные и полицейские органы>, например, партком, которого боялись как огня. Законодательство формально существовало, но по
традиции главное был не сам Закон, а его трактовка. Трактовали и исполняли суд не профессиональбые юристы, а специалисты по
<социалистической морали> - партийные деятели, функционеры.
Так что бесправие людей и бессилие судов в России возникли не сегодня, и не при советской власти, а уже издавна. Сейчас же
экономическая ситуация предельно обострилась и нормально функционирующее правосудие необходимо, как никогда. Но быстро создать
законодательство и эффективную судебную систему невозможно: подобный опыт нарабатывается веками. И людям, которые оказались наедине
с чиновниками, некуда обратиться, чтобы кто-то рассудил если не <по закону>, то хотя бы <по справедливости>. А там, где мораль и
нравственность не защищены правосудием, они деградируют. Где отсутствует правосудие, там процветает, богатеет и приходит к власти
только тот, кто менее всего обременен моралью и нравственностью. И это ведет к обесцениванию этики и дальнейшему притуплению
правового сознания.
Одной из важнейших характеристик русской ментальности всегда было - преобладание морального сознания (моральных представлений) над
политическими и правовыми (но не всегда над экономическими [68]). Короче говоря, любой акт власти оценивается русским с точки зрения
его морали, справедливости. Правовые же представления россиян остались неразвитыми.
Какие практические выводы из этого можно сделать? В Европе, например, можно заниматься совместной научной или исследовательской
деятельностью с человеком, который вам не нравится или не симпатичен. В России же для успеха любой деятельности, в том числе и
предпринимательской, люди должны вступить в личные доверительные отношения, поскольку нигде вы не найдете пока четких
профессиональных правил и критериев. В деловых отношениях, к сожалению, берет верх убежденность в том, что для успеха дела
(подписания контракта, получения выгодного заказа и т.п.) самое важное - найти нужных, ключевых людей и <договориться> (опять же с
помощью взятки).
Этим же принципом держится коррумпированность нынешних российских чиновников, парламентариев, судей, генералов и т.д. В России до
сих пор еще не выработан опыт социального взаимодействия, основанный на безличной обязанности каждого без размышлений, эмоций и т.п.
автоматически производить необходимое действие, т.е. навыки истинного профессионализма. Все обычно строится на субъективной основе,
на <человеческом факторе>, на личном интересе, умении или энтузиазме. Поэтому здесь гораздо важнее не правила и инструкции
поведения, а <добрые>, доверительные отношения с <хорошим>, <нужным> человеком. Ко всяким <бумажкам> (контрактам, соглашениям,
договорам и т.п.) особого доверия пока нет.
Значит, строя деловые отношения с русскими, не стоит доверчиво полагаться на законодательство страны, на документы, на органы
контроля, <букву закона> и т.п. Можно полагаться только на свои личные отношения с людьми, хотя и не вполне - их тоже нужно
постоянно проверять. Таким образом, приходится снова констатировать, что при сотрудничестве с русскими абсолютно необходимы личные
отношения.
Эти личные (моральные) связи носят конвенциональный характер, т.е.основаны на негласном принципе: <Ты - мне,я - тебе>. Эта формула
работает в любой сфере отношений. Отсутствие желания пойти на взаимную уступку может в деловых отношениях обернуться их полным
разрывом.
Как объяснить неразвитость правосознания, постоянное ощущение бесправия у русских? По мнению аналитиков [65], психологически это
связано с отсутствием развитого чувства собственного достоинства и выражается в отсутствии у большинства русских уверенности, что
все в жизни зависит от них самих, что они способны независимо от власти или воли начальства строить свою жизнь, решать свои
проблемы, делать свой выбор и действовать в соответствии с ним. Напомним, что в русском архетипе понятие страха перед властью и
государством укоренилось на генетическом уровне. Это, конечно, в меньшей степени касается молодежи.
А вот, например, гражданам европейского и американского обществ свойственно развитое чувство достоинства, у них иной исторический
опыт. Их уверенность в себе и своих силах порождает инициативу, предприимчивость, самоуверенность, которая раздражает русских, и
даже может восприниматься ими как наглость или житейская глупость. В ситуациях, когда подавляется личность (<я>) русского, у него
может развиться протест в форме уязвленного самолюбия, комплексов. Имея дело с русскими, не стоит забывать об их болезненном
самолюбии, повышенной обидчивости и подозрительности. Учитывая их взрывной импульсивный характер, лучше быть как можно более
предупредительным и тактичным.