|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
24.06.2004 22:04:20
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
6. Клановая система в современном российском обществе (+)
6. Клановая система в современном российском обществе
<У всякого чина - своя причина>
<Рука руку моет, вор вора кроет>
Русские народные пословицы
В 1 этой главы (<О русском архетипе>) мы уже говорили о разрушительном воздействии на русский характер системы круговой поруки.
Следует учесть и то, что к концу советского режима, когда истощилась идеологическая пропаганда, формы традиционного русского
коллективизма деградировали и приобрели другое содержание, так что только внешне совпадали с привычными. Так, еще в 70-е годы XX
века возникла система кланового общества. Особенно сильны кланы в культурной среде - в кино, в театре, в живописи и литературе, на
телевидении, на престижных кафедрах университетов, в журналистике. Повсюду, где есть творческие профессии, существует узкий круг
<избранных>. Для клана характерно трогательное отношение к <своим> (и их женам, мужьям, детям) и холодное (даже раздраженное)
отношение к тем, кто пытается извне <прорваться> в этот круг.
В любой клан можно проникнуть только через <своих> - родственников, друзей или однокашников, доказав свою верность и озабоченность
общими интересами клана. Такая система формирования кланов действует во всех сферах российской жизни. Эта оборона, а точнее,
круговая порука среди <своих>, порождает аномалии: безголосые дети певцов становятся певцами, дети популярных актеров -
посредственными режиссерами, дети университетских преподавателей обязательно начинают работать вместе с родителями, а дети
дипломатов - непременно в МИДе и т.д. Как будто иных человеческих ресурсов не существует.
Эта тенденция настолько прочно закрепилась в традициях общества, что ее не уничтожило даже крушение империи. Наоборот, в последние
годы она развилась до абсурда и бросается в глаза любому человеку. В любой сфере деятельности России, везде вы встретите
многочисленные и разветвленные кланы. В обиходно-разговорной речи это называется - <иметь связи>, <иметь блат>, <иметь руку> - самое
мощное оружие, ключ, открывающий любые двери.
Каждый клан обычно выстраивается по горизонтали: его составляют люди примерно одного возраста, часто не столько родственники и
друзья (как в других странах), сколько однокашники, выпускники одного факультета, т.е. люди, спаянные общими интересами и одной
профессией. Сейчас, например, в российском бизнесе и в политической элите действуют <рука об руку> три-четыре выпуска нескольких
престижных факультетов - экономистов и юристов из Петербурга. Раньше эту нишу занимали физики и математики московских элитных вузов.
В последние два года со сменой элит <москвичи> вытеснены за пределы страны и трудятся, в основном, в развитых странах, в том числе в
Европе и США.
Систему клановой спаянности практически невозможно прервать. И не только потому, что она соответствует старой традиции. Общество,
где не работают законы и правосудие, несмотря ни на что должно чем-то скрепляться, иначе в нем невозможно заниматься ни
производством, ни тем более бизнесом. В этом можно даже усмотреть стабилизирующую роль кланов. Ведь если нельзя поддерживать порядок
на основе закона, то его можно организовать на основе морального фактора - личного доверия, личных отношений, которые сочетаются с
профессиональными. В любой сфере деятельности жизненно необходима личная уверенность в человеке. На этой основе и выстраивается
клан.
С одной стороны, это неплохо, ибо поддерживается хотя бы какая-то стабильность и последовательность в обществе, с другой - это
ограничивает человеческие ресурсы в каждой сфере, раз туда не могут попасть талантливые люди <со стороны>. Это делает бессмысленными
действия активных людей вне клана, что закрепляет консервативные стереотипы в любой деятельности, убивает любую оппозицию, и каждая
ошибка отдается многократным эхом. В конце концов настоящий профессионализм и кланы - несовместимые системы, одно исключает другое.
Говоря о перерождении русского коллективизма, стоит добавить, что современные русские, как и раньше, предпочитают действовать вместе
и сообща. Однако совместные действия только внешне имеют форму коллективного ритуала. Член коллектива больше не претендует на то,
чтобы его персональное мнение играло особую роль в коллективе, поэтому можно говорить, что коллективизм как качество современного
русского архетипа- это устаревший миф, сомнительный даже для самих русских, привыкших уважать коллектив.
Если сейчас мы попробуем наблюдать поведение людей в работающем коллективе, то заметим, что их отношения строятся вовсе не на основе
<коллективизма>, воспетого в искусстве и литературе советской поры, а как-то иначе. На самом деле в некоторых ситуациях имитируется
групповая сплоченность: например, во время производственного собрания, при коллективном <подведении итогов работы> за какой-то срок,
при распределении заданий или награждении отдельных работников, во время коллективных праздников, которые до сих пор очень популярны
в России и в <ближнем зарубежье>. А личные отношения между участниками такого <шоу> - это сложная система подводных течений.
Причина такой сплоченности (которая со стороны кажется коллективизмом) в развитом чувстве конформизма у русских. На практике это
ведет к молчаливой круговой поруке всех членов общества, последствия чего могут быть только негативными и для развития общества, и
для его экономики. При системе круговой поруки нельзя ни собирать налоги, ни бороться с теневым бизнесом, ни кому бы то ни было
доверять.
Как ни странно, в этом качестве русских, есть и свои плюсы. Конформизм усиливает возможность для каждого человека адаптироваться в
обществе. Отсюда удивительная способность русских людей приспосабливаться к самым невыносимым условиям своего существования. Другой
человек, возможно, многое не выдержал бы, пал духом и сломался, а вот русские выдерживают, выживают, приспосабливаются.
В трудной ситуации русский действует по следующему алгоритму: берет телефон и обзванивает всех, кого можно. В конце концов
обязательно найдется какой-то приемлемый выход, ведь <свои не оставят в беде>, помогут. Здесь помимо всего действует бытовая
привычка, как давняя традиция делать что-то <по знакомству>, <по блату>, <иметь свою руку> где-то.
Интересно, что коллективная сплоченность и круговая порука влияют на поведение людей, в основном, на государственных предприятиях и
учреждениях - т.е. там, где есть возможность скрыть доходы, уйти от уплаты налогов и т.д. И, как правило, царь и бог в таких
учреждениях - отнюдь не директор, не начальник, а бухгалтер, экономически грамотный человек, способный представить финансовый отчет
<в лучшем виде> и таким образом за определенную мзду покрыть грехи своего начальника. При этом сам он держится в тени, <не
высовываясь>. Так скрепляется круговая порука. Разорвать ее изнутри практически невозможно, этого можно добиться силовым давлением
сверху, да и то без особых гарантий.
В ситуациях, когда люди не связаны с групповыми интересами, когда против своего желания они вынуждены действовать самостоятельно и
отвечать сами за себя и результаты своих действий, когда усиливаются экономические стимулы, подобная групповая сплоченность
исчезает. Например, ее становится все меньше в частных фирмах и на предприятиях, особенно после кризиса 1998 года, когда многие
<дутые> фирмы с непрофессионалами (родственниками, друзьями детства и т.п.) разорились и ушли в небытие.